Лучшее, что можно сделать для человека в состоянии ПА – это спросить его о том, как вы можете ему помочь, ведь это всегда очень индивидуально. Например, некоторым людям неприятно, когда их начинают трогать в этот момент, а для кого-то наоборот тактильные прикосновения могут быть успокаивающими.
Панические атаки
Однажды со мной случилась паническая атака в переходе в метро, когда я шла с подругой в толпе. Замкнутое пространство, большой поток людей, нет возможности быстро выйти из ситуации, нехватка свежего воздуха. Понять на словах, что такое панические атаки достаточно сложно, если не испытывал этого на себе.
Причины переедания
Как было бы хорошо, если бы мы нашли универсальный механизм переедания, поняли-осознали, удивились, отбросили в сторону и стали бы свободными от зудящего притяжения к лишней еде.
Но, к сожалению, множество уникальных, личных причин выливаются в этот СИМПТОМ. Мы говорим о переедании именно как о симптоме, сигнале, указывающем на что-то другое. Симптом – это вершина айсберга, намек. Но такой значительный намек, повторяющийся, тягостный. Обуза, ежедневное обременение.
Вскроем базовые причины?
- Иллюзия контроля. Ты не можешь контролировать какие-то сферы жизни, но выбирать что покушать в твоей власти.
- Запрет на удовольствия. На разные удовольствия: от еды, жизни, секса, творчества. Если себе долго что-то запрещаешь, это не может не прорываться. Удовольствие становится более дефицитным и желанным, вызывает огромное чувство вины. Но удержать его под полным запретом не получается – возникают пищевые срывы.
- Нужно подслащивать горечь. Горькие, тоскливые чувства. Делать это приходится постоянно, так как непрожитое горе или травма беспрерывно дают о себе знать.
- Обезболивание. В продолжение предыдущего пункта. Душевная боль требует обезболивания также как и физическая. Все средства хороши, когда больно: алкоголь, запрещенные вещества, лекарства, избыточная еда. Чрезмерная еда социально приемлемый и не привлекающий внимания способ снятия напряжения.
- Съесть лишнее как навязчивое повторение, как попытка завершить какое-то действие. Сознательно непонятно какое. У каждого свое.
- Заполнение пустоты. Или точнее сказать, иллюзия заполнения пустоты. Или попытка закрыть недостаточность. Часто речь идет о стремлении обрести какую-то собственную очень нужную часть
- Непреодолимое саморазрушительное влечение, связанное с потерей смысла. Мы можем наблюдать конкуренцию от стремления найти жизненный смысл, когда человек силой пытается остановиться от перееданий и с другой стороны невозможность остановиться самостоятельно.
И много чего еще личного, связанного с историей человека.
Изменить повторяющийся ход событий помогает глубокая проработка причин в психотерапии, конфликтов, боли, травм, тяжелых воспоминаний. Симптом будет слабеть и бледнеть, пока не выцветет вовсе. Но нужно время.
Стереотипы о психологах
«Вот ещё! Платить деньги чужому человеку, чтобы меня послушали? У меня что друзей нет?». «Что мне может посоветовать психолог?». «Я не псих». «Все как-то справляются и без психологов, и я смогу». «К психологу ходят только слабые люди»… Это только малая часть самых распространённых стереотипов в отношении профессии психолога.
Переживание расставания
Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
Что скрывает за собой скука
Как работает психотерапия. Символическая функция терапевтического сеттинга
Женское и отказ от женского
В чем польза и ценность психоаналитической психотерапии?
В настоящее время предлагается множество психологических услуг и методик, в которых порой очень непросто сориентироваться неискушенному в этом вопросе человеку, и понять насколько они подойдут ему. В связи с этим несколько слов о психоаналитической психотерапии, методе, который практикую 14 лет.
Преимущества психоаналитической психотерапии:
— устраняет не только симптомы, как большинство психологических техник, но и причины их возникновения. Найдя проблему в области вашего бессознательного и разобравшись с ней, вы страхуете себя от ее проявления во всех сферах жизни;
— высвобождает энергию в результате проработки конфликтов и дает силы для реализации своих желаний;
— помогает избавиться от неприятных состояний: тревоги, фобии, навязчивых мыслей, депрессии, созависимости, комплексов и т.д.;
— приводит к пониманию себя, своих чувств, мыслей, развивает способности к любви и работе, улучшает и обогащает отношения, раскрывает творческий потенциал;
— помогает справиться с пустотой и одиночеством.
Когда вы работаете с сертифицированным психоаналитическим психотерапевтом, можете быть уверены — с вами специалист с высоким уровнем знаний и продолжительной практикой, которые одобрило профессиональное сообщество. Согласно стандартам Европейской федерации психоаналитической терапии от психотерапевта требуется:
1) знание теории;
2) личная тренинг-терапия;
3) супервизии случаев своих клиентов у тренинг-терапевтов, с последующей их защитой перед аттестационной комиссией.
Глубокое изучение психики началось с психоанализа — изобретения Зигмунда Фрейда. Это самый древний метод, который изучается и развивается уже более 120 лет. Психоанализ послужил базисом, давшим толчок для развития других психотерапевтических теорий и техник.
Психоаналитическая терапия имеет под собой ту же теоретическую базу и представляет собой условно облегченный вариант психоанализа:
— частота встреч 2–3 раза в неделю, в психоанализе 4–5 раз;
— работа ведется в креслах, в психоанализе — пациент ложится на кушетку;
— при психоаналитической психотерапии, как и при психоанализе процесс затрагивает глубинные слои психики, в результате чего повышается вероятность изменить ее структуру.
Психоаналитическая психотерапия хорошо подойдет для людей, которые хотят развивать в себе способность понимать свой внутренний мир, свои чувства, многогранность человеческих взаимоотношений, она приводит к улучшению качества жизни, даёт стабильные результаты, которыми человек пользуется в течении долгих лет после окончания этого процесса.
2023 © Дмитрий Акулов. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Про терапию отношений
Интегративная психотерапия, фокусированная на взаимоотношениях, выделяет 8 основных потребностей в отношениях (Erskine, 1998):
потребность в безопасности;
в признании ценности;
в принятии;
во взаимности;
в самоопределении;
в том, чтобы оказывать влияние на другого;
в том, чтобы другой проявлял инициативу;
в том, чтобы выражать любовь.
Если какая-либо потребность в отношениях у партнёра долгое время не признаётся и остаётся без ответа, это неизбежно скажется на отношениях в целом. Подобно ситуации, когда есть зуд, а почесаться нельзя, неудовлетворённая потребность становится всё более требовательной, вызывая беспокойство и причиняя боль. Восприятие другого всё больше определяется собственной неудовлетворённой потребностью и самозащитой.
В это время с другим партнёром проходит зеркальный процесс. Реагируя на неэффективное поведение друг друга, пара увязает во взаимной неудовлетворённости, приводящей к отчуждению и конфликтам, не имеющим конструктивных решений.
Задача терапии в том, чтобы помочь каждому из партнёров научиться признавать потребности другого в отношениях и отвечать на них, заменить самозащиту доверием, болезненные фиксации на спонтанность и контакт. Инициировать перемены в отношениях и, вместе с тем, выяснить, что останется неизменным, и принять это.
2022 © Елена Попова. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Переедание. Как справиться с зависимостью
Бесконечная тяга и отчаянный плен – так человек переедающий чувствует связь со своей привычкой. Страстные, сладкие и мучительные отношения.
Вкусно. Приятно. Ещё. Последний раз. И снова.
Есть тянущее ощущение, что-то не так, даже, если здоровье пока в порядке. Что внимания еде слишком много, что есть сосредоточенность на ней, на себе, мысли о приемах пищи, планирование.
В чем суть переедания? Центр радости и удовольствия помещен в еду, в ее вкус, количество, в то время как он должен установиться у взрослого человека где-то в области отношений, секса, работы, дружбы. Прием пищи становится сексуализированным, это смутно тревожит человека, потому что есть понимание, что так, похоже, быть не должно.
Без сомнения, еда должна приносить радость и удовлетворение. Но переедающий знает, что в его чувствах и отношениях с едой есть что-то чересчур, что-то особенное, что-то чрезмерное.
Часто говорят про пищевую зависимость – мол, это вам не алкоголь, не курение, не наркотики – вещество убрал, страдаешь от абстиненции, но понятно куришь ты или нет, пьешь или не пьешь. Мол, еда нужна нам постоянно и можно путаться сколько надо есть, где мера… Ну, думается, зависимый понимает, когда он берет лишнее, съедает то, что его уже не питает, а разрушает. Признаться себе в этом трудно, потому что тогда придется взять ответственность за свой выбор.
Возможно ли совладать с перееданием?
Да.
С чего начать?
- Признаться себе, что проблема существует.
- Простить себя. Вы ни в чем не виноваты. Не вы, а ваша психика бессознательно выбрала единственно возможный способ защиты и выживания. Значит других не было. Значит, это единственно возможный. Был. Но раз вы задумались насколько он подходящий, значит не такой уж он подходящий сейчас.
- Проанализировать и отметить сколько вы живёте с этим обременением. Когда началось. Вспомнить, может быть, были времена, когда вы жили без этого. Это интересно.
- Признать, что прибегание к еде как главному способу получения удовольствия и утешению – инфантильное, детское решение.
- Анализировать, что держит, связывает с зависимым от еды поведением. Наверняка, нитей много. Травмы, боль, горе, обида, вина, стыд. Для этого нужен помощник – психолог, психотерапевт.
- Интересуйтесь у людей, у которых нет расстройств пищевого поведения о стиле их питания. Это эталонное питание для вас и лучшая практика. Для вашего выздоровления нужны те примеры тех, кто не париться по поводу еды, но одновременно относится к себе хорошо.
- Выстраивать свое питание согласно традиционным системам питания. Поверить, что нет плохой еды. Если уже есть проблемы с ЖКТ вследствие зависимости – лечиться у гастроэнтеролога параллельно с самоисследованием и психотерапией.
- Необходимо убрать любую жесткость и аскезу из питания – это усиливает жестокое отношение к себе и грозит пищевыми срывами.
- Задайте себе вопросы:
Как я к себе отношусь?
Уважаю ли я себя?
Горжусь ли я собой время от времени?
Что меня пугает в отношениях?
Часто ли я стыжусь или чувствую себя виноватым?
Поплачьте над ответами. Пожалейте себя. Постарайтесь отнестись к себе теплее, по-человечески. Ищите помощи в своей проблеме. Не отчаивайтесь.
2022 © Татьяна Талова. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Кризис в паре
У любой пары бывают трудные времена. Нет развития без преодоления трудностей, без выяснения отношений.
Но случаются токсичные тупики, где двое бьются о какую-то сложность, и она остаётся устойчиво непреодолимой. Иногда, истощенные таким тупиком люди решают расстаться, потому что слишком больно, слишком по-живому каждый раз возникает бесплодный и одинаковый конфликт и все без результата. И близость есть, и любовь есть, привязанность есть. Но. Она тает и тает со временем, подтачиваемая нерешенным… Иногда появляется кто-то третий на стороне, измена, чтобы сбросить напряжение, чтобы почувствовать тепло, заблокированное конфликтом между двумя в паре.
Чем дальше мы живём с нашим партнёром, тем глубже становится близость. Тем проще нам проявлять себя. Тем ярче и ощутимее детские конфликты (не связанные с партнером) проникают в отношения взрослой сексуальной пары. Это происходит незаметно и не осознается. Обиды, претензии, боли, травмы и страхи к нашим родителям актуализируются вновь в пространстве отношений с мужьями, женами и любовниками. И это все в двойном размере, с обеих сторон, у каждого свое. Две истории сцепляются, двое пытаются что-то выяснить по-взрослому, договориться, но детские неосознанные части вторгаются безмолвно и мощно в разговор двух взрослых и разыгрывают повторения детского опыта в попытках одержать победу.
Узел иногда легче разрубить. Но можно и пробовать распутать, если оба дороги друг другу. Если сохраняется связь. Если оба готовы сделать усилия. Если безнадежность перемежается с надеждой. Психолог может помочь распутать эти мучительные нити, спайки и боль в контакте. Никогда сразу непонятно как повернется парная терапия. Иногда люди приходят с твердым намерением развестись и просят помощи в экологичном расставании, а в процессе оказывается, что никто не хочет развода, просто отчаяние толкает к самому простому способу избавления от боли.
Тут ведь как еще – если с одним партнером вы наткнулись на конфликт и расстались из-за этого, то вероятность повторения развития подобных же отношений с другим партнером очень велика. А многие ходят от партнера к партнеру, от брака к браку, повторяя бессознательный деструктивный сценарий.
Возможно ли изменение? Без сомнения. Требуется немного веры, немного надежды и много труда.
2022 © Татьяна Талова. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Расстройства пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения (РПП) многолики и очень нынче распространены. И они всегда не о еде. Также они не о дисциплине или распущенности, не о культуре питания, не о силе воли, ни о диетах.
Если человек не может сориентироваться на свой естественный голод, удовлетворить его, почувствовать сытость, а затем идти по своим делам и получать удовольствие от любви, секса работы, творчества, дружбы без излишней сосредоточенности на мыслях о еде – здесь мы можем говорить об РПП.
Если есть сложности с ПРИНЯТИЕМ пищи, это значит, что есть сложности с ПРИНЯТИЕМ себя и искаженными отношениями с ранними объектами детства: отцом, матерью, другими значимыми близкими. Это обязательно. Именно с этим работает психоанализ, психоаналитическая терапия. Исследование способа взаимоотношений с собой и другими. Психотерапевт в психоанализе не контролирует питание, не составляет план, не журит за нарушения. Больше вам скажу – сложности с едой не являются таким предметом обсуждения, который выходит на первый план. РПП рассматривается как симптом, сигнал внутренних конфликтов, как выразить боли и защиты от чего-то более тяжелого. То есть психотерапевт занимается психикой в целом, а не выпирающей зоной беспокойства. А то ведь, вы же знаете, что с симптомами ведь как? – если вы купируете зубную боль обезболивающим, то это не значит, что кариес исчезает. Или, если помазать аллергическую сыпь мазью – она может исчезнуть, но может появиться в другом месте в случае, если не убрать аллерген.
Страшно разочарованы бывают люди, которым предлагается такой путь движения в терапии РПП. «Я думал, вы меня будете жестко контролировать». Это бы можно, но как только мой контроль закончится, будет срыв, потому что саморегуляцию предлагается делегировать другому человеку, как бы вынести вовне, а не формировать свою собственную. Но тогда и ответственность за срыв буду нести тоже я. По окончании качественной психотерапии клиент обретает способность к собственной саморегуляции и разделении отношений с едой и отношений с собой и другими. Есть мнение, что «РПП – всегда РПП», я с этим не согласна. Вижу, что, если человек готов погрузиться на в терапии в свои боли и не слишком торопится, то результат обязательно будет. Для изменений требуется время. Мы формируем наш стиль, образ мышления с рождения, обратный процесс не может быть стремительным.
Анорексия самое видимое нарушение пищевого поведения. Но иногда незаметное. Чрезмерный анализ продукта на «правильность», сокращение количества еды как наказание себя, исключение некоторых продуктов из рациона как заведомо вредоносных без медицинских показаний (мясо, глютен, молочные продукты) говорит нам об анорексичности поведения, даже если человек не чрезмерно худой. Туда же отнесем сложность приступить к еде, как бы подступиться к ней, начать. Большая избирательность в еде не всегда говорит об анорексичности, но в сочетании с ограничением по количеству пищи – да.
В истории человека с анорексией (в подавляющем большинстве – это женщины) обязательно найдете директивную, подавляющую мать или бабушку, слабого или отсутствующего отца. Попытка хоть что-то контролировать в этом мире выливается в тотальный контроль питания. Возможность на что-то влиять так нравится, так возбуждает… Можно контролировать свою жизнь и свою смерть. Можно балансировать на грани. Кроме того для девушки (анорексия чаще всего стартует в среднем подростковом возрасте, но бывает и гораздо раньше) оставлять у себя детское худое тело – способ НЕ БЫТЬ как мать или бабушка, не иметь эти неприятные женские формы.
Булимия. Особые отношения с ранним объектом. То попытка заглотить его, так как он нужен и любим, то желание его выплюнуть, исторгнуть, вырвать из себя. И это бесконечная трагедия, сложившийся механизм. Он требует нормализации. Требуется новая история отношений с ранним объектом. В терапии психотерапевт становится новым надежным объектом, который осуществляет регулярное ПСИХИЧЕСКОЕ кормление пациента, страдающего булимией. Это не значит, что психотерапевт становится заменой родителя, он как бы становится новой опорой, базой, которой можно выразить невыраженное раньше: ненависть, ярость, злость, обиду. И начать понемножечку «кушать» по-новому, по-здоровому.
Переедание. Самая распространенная проблема. И с ней не так уж часто приходят к психологу. Это незаметное и социально не порицаемое явление (в отличие от других зависимостей), удобный и тихий способ защищать себя от переживаний. Когда же все-таки человек приходит на терапию, готов работать, взять ответственность на себя за свою проблему? Когда разрушительность переедания чересчур стала влиять на физическое здоровье и человек набрался мужества и может связать факт перебора с едой и проблемы с телом. Вторая причина - смутное чувство, что здесь что-то не так, что способ питания и невозможность себя ограничить требуют специального внимания и совладания. Голод сопровождает это нарушение, постоянный голод. Голод, когда ты уже сыт. Голод, когда ты уже переел. Вы, наверное, уже понимаете, что речь идет не о голоде физическом, а о голоде психическом. О невозможности получить понимание, обработку своих чувств, о недостатке, о пустоте, незаполненности.
С каждой из сложностей можно справится. Но нужно время.
Ниже привожу аналитические статьи по РПП. Обращаю ваше внимание на то, что для человека с РПП чтение статей об РПП может быть триггером к очередному эпизоду срыва.
1. (1997). Journal of Child Psychotherapy, 23(1): 61-80. Об отвержении: девочки-подростки и анорексия. Мейра Ликирман
2. The Handbook of Child and Adolescent Psychotherapy - psychoanalytic approaches. Ed. by Monica. Lanyado & Ann Horne. 2nd ed. Routledge, 2010, pp.423-435.
3. (1989). Журнал Американской академии психоанализа, 17: 43-64. Инфантильная нервная анорексия: нарушение развития разделения и индивидуализации. Ирен Чатур, М.Д.
2022 © Татьяна Талова. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Группанализ и терапевтическая группа
* Что такое группанализ
* Что такое терапевтическая группа
* Чем это вам может помочь вам
На сегодняшний день существует множество форм групповой терапевтической работы.
Одним из эффективных способов работы в группе является ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ.
Группанализ - это форма группового лечения, при котором происходит исследование эмоциональной жизни человека, его способности взаимодействовать, коммуницировать, в рамках групповой работы. Взаимоотношения между членами группы, становятся контекстом изучения личности каждого участника.
В ситуации взаимодействия между участниками группы, нарушения во межличностных отношениях становятся очевидными, явными и выпуклыми.
Это анализ группы с помощью группы. Группа – достаточно эффективный терапевтический инструмент.
Почему так это важно, межличностное взаимодействие и как это влияет на построение и развитие жизни?
С самого своего рождения, младенец и его мать взаимодействуют, результатом чего является выстраивание отношения друг с другом.
Их взаимодействие происходит в виде реакций друг на друга, вербальных и невербальных, осознанных и бессознательных. Это целая развивающаяся система в рамках семьи. Установление стабильно-хороших отношений между матерью и ребенком важно для биологического и психического развития младенца, и это зависит от их способности взаимодействовать, то есть реагировать друг на друга, давая обратную связь. Именно в этих отношениях у ребенка формируется и устанавливается эмоциональный контакт, или рисунок взаимообмена. Развитие ментальности младенца происходит только при наличии рядом важной и откликающейся, дающую обратную связь, родительской фигуры. Отношения мать- дитя, это тот образец, который и в дальнейшем будет формировать взаимоотношения этого ребенка, а потом и уже взрослого человека с другими людьми. Учитывая тот факт, что мир, окружающий человека состоит из социальных групп: семья, друзья, школа, профессиональная сфера, то невозможно понять собственную идентичность без рассмотрения этого группового контекста.
Семья – это первичная группа или система, в которую включается индивид. И предметом исследования в группе как раз и является способ взаимодействия с другими индивидуумами в группе.
Здесь важно сказать о концептуально важном и основополагающем понятии в группанализе – групповая матрица. Это так называемая сеть общения, которая развивается между участниками в процессе динамики группы, спустя некоторое время.
Действительно, спустя какой-то период, когда человек адаптируется к работе в группе, он начинает проявлять себя во взаимодействии с другими людьми характерным для себя способом, реагировать на других участников, своим, индивидуальным стилем межличностного общения или коммуникации, и поведения. И на фоне подобных тесных взаимодействий в группе становится очевидным и развернутым то, как участники формируют взаимоотношения, связи и зависимости. Формируется сеть коммуникаций, которая отражает их первичную матричную сеть, сформированную в семье, и воспроизводимую в любой последующей группе.
Т.е. группа – это тот контекст, где развиваются взаимоотношения совершенно разных людей, как живая и динамически развивающаяся среда, где проявляется каждый. Группа формирует фон, материнскую почву, (матрицу), в которой действуют динамические процессы, и их можно исследовать, осознавать, подвергать сомнению и новому опыту, а так же модифицировать в более успешную форму взаимодействия. Поэтому, группа достаточно эффективный терапевтический инструмент.
Как же так получилось, что группа как терапевтический инструмент получила свое развитие?
Еще в 1905 г. специалист по внутренним болезням Джозеф Пратт (Бостон) впервые собрал группу пациентов, больных туберкулезом. Для того, чтобы у них была возможность обсуждать свое заболевание с другими такими же пациентами, и поддерживать в этом процессе друг друга. Было отмечено, что это привело к позитивным изменениям в состоянии больных.
В 1919 г. идеи Пратта использовал психиатр Эдвард Лазелль (Вашингтон). Он работал с малых группах с шизофрениками.
Психиатр Коди Мерш (Нью-Йорк) так же знавший об идеях Пратта, вел группы лекционного типа для больных. В группах наблюдался позитивный эффект от групповой работы, но главным акцентом в этих группах были не на групповые процессы, а обучающий лекционный материал и дискуссии, которые скорее носили дидактический характер.
Таким образом, можно ясно видеть, что развитие групповой динамической работы началось в Америке, с групп, в которых предлагалась информация и справочный материал о болезнях, природе их возникновения и развития, в виде лекций, и обсуждений.
Т.е. пациенты собирались в группы, чтобы с одной стороны послушать лекционный материал, а с другой, обсудить свое состояние и трудности с теми людьми, которые имели те же заболевания, что и они сами.
Под влиянием психоаналитических концепций на рубеже уже двадцатых годов происходит проникновение идей психоанализа в групповую работу, что дает дальнейшее развитие групповой динамической работы, в основе которого лежит метод психоанализа.
Попытка привнести аналитическую форму работы в группы принадлежит американскому аналитику, Триганту Барроу, одним из основателей американской психоаналитической Ассоциации.
Барроу считал, что невроз имеет социальную природу, и может быть проанализирован только в социуме, т.е. группе. Он считал, что такие явления, как «перенос» и «сопротивление» характерны и для группы, как целостного организма. Барроу рассматривал психоневроз, как дефект биологического развития. В 1923г он впервые применил термин Групповой Анализ. Барроу начал использовать психоаналитический подход с коллегами и сотрудниками, которые анализировали друг друга под его руководством.
Луис Уендер и Пауль Шильдер (последователи З. Фрейда) начали использовать психоаналитический метод для лечения госпитализированных пациентов в условиях группы. В групповой работе уделялось внимание групповому взаимодействию, выявлении эмоциональных конфликтов, и интеллектуальное осознание происходящего в группе.
Кроме того, на групповых сессиях интерпретировались сопротивления, переносы и сновидения.
Заслуга этих терапевтов была в том, что групповой метод работы они стали применять в отношении больных с неврозами и психозами, кроме того, был подмечен большой потенциал терапевтической групповой работы, и ее сильный социализирующий эффект.
Славсон, Вольф, Шварц основали внутрипсихический подход, с использованием метода психоанализа индивидуума в группе. Используя анализ переноса, сопротивления, сновидений и свободных ассоциаций.
В результате полученный опыт показал, что группа сама по себе, является важным психотерапевтическим фактором, со своей структурой, динамикой, и закономерностями развития.
Таким образом, можно сказать, что разные исследователи групповых форм работы делали упор либо на индивидуальные процессы участников в группе, либо на общегрупповые процессы. Но для одних и других стал очевиден тот следующий факт.
Межличностное взаимодействие в группе участников, отражает внутриличностные их конфликты.
В Англии важнейший вклад в развитие групповой терапии был сделан Зигмундом Фоуксом.
Зигмунд Фоукс получил медицинское образование в Гейдельбергском университете. Изучал психиатрию и психотерапию во Франкфурстком, Мюнхенском и Берлинском университетах. Получил психоаналитическое образование в Вене.
С 1930 г. он становится Директором Института Психоанализа во Франкфурте. Среди его сотрудников Э. Фромм и Ф. Фромм-Райхманн. С конца 20-х годов институт поддерживал тесную связь с социологами Хоркхаймером, К. Маннхаймом, Н. Элиасом, что оказывает большое влияние на Фуокса.
Кроме того, Фоулкс знакомится со статьями Барроу, которые и рождают в нем идею групповой терапии.
Затем Зигмунд Фоукс эмигрирует в Англию, и начинает свою психотерапевтическую практику уже там. В период военной мобилизации, в годы Второй Мировой войны, в 1943–1945 гг. на базе военного госпиталя, содействовал организации психотерапевтического сообщества, которое в своей работе использует группаналитический подход. Он приглашает своих пациентов, которых лечил индивидуально, «собраться, и свободно ассоциировать в форме ни чем не ограниченного разговора».
Вторая Мировая война ускорила процесс развития групповой терапии, в силу необходимости реабилитации солдат, принимавших участие в военных действиях. Кроме того, этот способ оказания психологической помощи был выгоден и экономически.
Именно в этом госпитале берут свое начало два основных направления по работе с группами: Общегорупповой Биона, и Группаналитический Фоукса.
Сам З.Фоукс о своем методе писал так: «Группаналитическая психотерапия является методом групповой терапии. Она не является психоанализом индивидуальностей в группе. Она также не является психологическим воздействием ведущего на группу. Она является формой терапии с помощью группы, самой группы (by the group, of the group), включая ведущего.
Отсюда название группаналитическая психотерапия».
Т.е. этот британский аналитик говорил о важности переживаний каждого участника группы, но это только одна часть процесса. Поскольку, все люди, пришедшие в группу, являются еще частью сложных других социальных систем, важно учитывать внутригрупповые отношения.
Первичной группой для человека является семья, где и происходит формирование идентичности каждого из нас.
Позже Фоукс стал главным организатором Института Группанализа в Лондоне, который и по сегодняшний день является крупнейшим центром подготовки специалистов по групповой терапии, и является наиболее авторитетным во всей Европе.
На сегодняшний день Лондонский курс Группового анализа создал систему образовательных центров в крупнейших городах Европы, в том числе, и в России.
В 1988 г. создана Федерация European Group Analytic Training Institution Network, созданная для содействия на некоммерческой основе науке, образованию, клинической и культурной деятельности.
Что такое терапевтическая группа?
Один раз в неделю в одно и тоже время собираются все участники группы. Никаких специальных тем не задается. Каждый приходи в группу с тем, что для него важно, или значимо, и является для него предметом мыслей или переживаний. И плавно текущей беседе происходит взаимодействие в группе. В группе участники начинают лучше себя понимать и осознавать, кроме того, давая обратную связь тому, что участники «видят» и «слышат» в группе, происходит процесс осознания дезадаптивных форм взаимодействия, или ошибочных представлений о самом себе, и своих форм поведения. Люди, участвующие в групповом процессе, отражают то, что осознанно, или неосознанно воспроизводит тот, или иной участник группы.
Группа дает возможность увидеть сходства и различия, благодаря тому, что члены группы могут увидеть свое отражение в других участниках.
Так же, как и в повседневной жизни, члены группы взаимодействуют и с друг другом, включая все то, что происходит в социальном срезе, не зря группу называют «Социум в миниатюре».
То есть постепенно, в группе формируются отношения, которые можно увидеть ( с помощью других) и исследовать. В этом процессе, вы начинаете лучше себя понимать. Осознавать, почему делаете те, или иные шаги, или не делаете их. Почему так складываются ситуации,что вы вновь и вновь сталкиваетесь с одним и тем же вариантом развития событий или личных отношений, или вы одиноки, или почему никак не можете понять, что происходит у вас в семье, и полный разлад или с детьми, или с родителями, а может и с теми, и с другими…
Группа, это та среда, где разворачивается картина вашей жизни, но в условиях группы, где становится выпуклым и очевидным то, где, и о что вы спотыкаетесь, и с чем внутри себя сталкиваетесь, что никак не можете изменить ситуацию.
В ситуации, постепенно нарастающего доверия в группе, возникает возможность заглядывать и заглублятся в самые важные аспекты вашей жизни.
Количество участников терапевтической группы не должно превышать 8-10 человек.
Чем группа может вам помочь?
Участие в группе открывает следующие возможности:
Если вам важно иметь место, где бы вы могли бы говорить и рассуждать о себе, и вам хотелось быть понятым и услышанным другими.
Это возможность разобраться в себе, стать более осознанным.
Повышение самооценки, и уровня уверенности в себе.
Улучшить свои коммуникативные способности.
Возможность лучше понимать и слышать других.
Осознавать почему люди поступают тем, или иным образом. Как другие люди могут вас «видеть» и воспринимать. То есть возможность получения обратной связи от других участников группы.
Это возможность встреться и разобраться со своим одиночеством.
Разобраться с тем, когда никак не строится личная жизнь.
Исследовать сложности и конфликтные ситуации в семейной жизни, и профессиональной.
Если вам важно получить новый жизненный опыт, который поможет вам, использовать его потом в семье, на работе, с друзьями, и другими социальными группами.
Если вы в тупике, и не знаете, куда вам двигаться дальше.
Если изменения в жизни вас пугают и отталкивают от намеченных целей.
Если вы в конфликте не только с другими, но и сами с собой. Не можете определится, что именно вам важно и нужно.
Если вы испытываете внутреннее напряжение и тревогу, возможно страх при взаимодействии с другими.
Если вы переживаете хроническую усталость, внутреннюю пустоту, и нет сил к переменам в жизни.
Если вы испытываете стрессовую ситуацию.
Записаться для участия в группе можно по телефону нашей службы. 8 (800) 550 61 60
Группа проходит по следующим дням:
Понедельник с 19.00 до 20.30 или Пятница с 19.00 до 20.30.
Перед тем, как записаться в группу, необходима предварительная встреча.
2019 © Кира Алешкина. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Про вину
Про вину.
- Каждый раз, когда я смотрю на фото дочки, где она младше, ловлю себя на том, что наравне с тёплыми чувствами есть ещё щемящая ...тоска что ли... вот она такая маленькая, такая трогательная и беззащитная, и я помню, как я в тот период бывало злилась на неё. Часто. Сильно, очень сильно злилась. И это чувство так сильно скребёт...
- Ты сказала - тоска. Тоска по чему?
- По отношениям свободным от этой злости. Тёплым, чистым.
- Что ты чувствуешь в связи с тем, что эта злость была?
- ... Вину. Как можно? Она такая беззащитная и безусловно светлая... Ох, так скребет это чувство (трогает шею). Хочется выплюнуть его. Откашляться получше и выплюнуть. Я бы хотела, чтобы его не было.
- Сделай это, откашляйся и выплюни.
Кашляет, "плюет".
- Что ты выплевываешь?
- ...не понимаю
- Я замечаю, что у тебя появляется такое выражение на лице... Сморщен нос, рот искривлён...
- Похоже на отвращение.
- Ты чувствуешь отвращение?
- Да.
- К кому или чему?
- К себе. Это я себя сплевываю. Фу, противно. Я себе противна в этой злости. Не хочу такой быть. Не хочу этого чувствовать.
- Чего именно?
- Злости.
- А на что ты злилась, ты помнишь?
- Да. Я уставала очень. Одна, без помощи. А за ней так много ухода нужно было...
- Когда ты говоришь это, я вижу, как твои плечи опускаются и уголки рта тоже, ты смотришь вниз. Что ты чувствуешь в этот момент?
- Грустно мне. Мне тогда так тяжело было.
- Да, когда ты рассказывала мне о том периоде, я почувствовала сочувствие к тебе. Должно быть, тебе было правда тяжело.
- Очень. Я была истощена. И злилась от этого.
- Это мне очень понятно. Я тоже бывает злюсь, когда что-то мне не по силам. Как сейчас твоё отвращение к себе?
- Его нет. Есть понимание себя. И даже, наверное, сочувствие... Хочется позаботиться о себе, а не затаптывать себя или принижать ещё больше.
- А как твоя вина за злость на дочку?
- ... Это не вина теперь ... На сожаление больше похоже.
- О чем это сожаление?
- О том, что я слаба. Не всегда справляюсь. Не всегда люблю открытым сердцем. Точнее - не всегда все могу.
- Когда ты говоришь это, ты выглядишь очень уверенной.
- Это так. Я как-то вдруг поняла, что я человек (смеётся). И мне вдруг стало спокойно.
- Ты не чувствуешь своей вины в этом?
- Нет. Чувствую, что я могу любить благодаря тому, что я человек.
- Ты вначале говорила о тоске по отношениям свободным от злости. Ты чувствуешь её сейчас?
- ... мне кажется, это была тоска по принятию себя в злости. Такое "мама, я устала, я злюсь... люби меня". Но я сама себе мама теперь.
- И ты любишь?
- Да.
Это пример того, как за виной обнаружились другие, более глубокие переживания - отвращение к себе, сожаление о своём бессилии и принятие этого бессилия. А тоска была не по отношениям без злости, а любви, несмотря на злость.
Ни с одним чувством не стоит обращаться как с бесполезным, мешающим. Всегда есть возможность пройти чуть глубже и встретиться с более сокровенным.
***
Я убеждена, что вина - ценное чувство. Она может быть путеводной нитью к более глубоким и сокровенным переживаниям, с которыми нет прямого контакта, соединенности в силу внутренних запретов или нечувствительности, онемения по отношению к себе же (и как следствие, возможно, к другим).
Вина сближает с собой. Она часто возникает в ситуации расщепления (люблю, но наорал, обещал, но обманул и тп.), как бы сращивая полярности воедино. Благодаря вине я из гнева перемещаюсь обратно в любовь, проживая свою жалость и малость, покоряясь им.
Я не смог справиться. Я подвёл тебя.
Поэтому говорят, что вина лечится искуплением и прощением.
К этому чувству ограниченности своих сил нет доступа, когда осуждение себя за это будет слишком сурово. Тогда я ни за что не признаюсь, что я не справился, и буду хлестать себя виной, как бичом, подстегивая к всемогуществу...
Дисклеймер: приведённый отрывок - из учебной сессии. Публикация сделана с разрешения клиента.
2017 © Анна Галахова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
А это правильно?
А это правильно?
Не делаю ли я плохо себе/ребёнку...?
Стоит ли про это волноваться?
Я уверена, что клиент знает ответы на все вопросы лучше меня. Поэтому я не пишу статей "делай так/делай как я" и не отвечаю на вопросы определённого типа в комментариях, а "посылаю" на консультацию.
Даже если я знаю какой-то ответ (например: нет страшного в том, чтобы ребёнок сам выбирал себе еду), меня больше всего интересует другое - почему у мамы возникли тревоги по этому поводу, и она решила обратиться за помощью?
Может есть какая-то информация, которую мама не осознаёт рационально , не может облечь в слова, но чувствует, и её тревога неслучайна.
Может есть что-то в истории ребёнка или мамы (а то и ее предков), что порождает тревогу за возможный выбор ребёнка.
Может есть какой-то семейный сценарий, который компенсируется за счёт трудностей вокруг питания ребёнка...
Я могу продолжать, но смысл уже ясен - часто важнее рассмотреть саму тревогу, чем трудность, которая её вызывает. Хотя кажется, что не будет проблемы - не будет тревоги, чаще это бег по замкнутому кругу от одной проблемы к другой.
"Скажите, что мне делать" или "успокойте меня, что это нормально" - это поиски временного облегчения от снятия ответственности с себя или поддержки в виде подтверждения собственной правоты.
"Почему ты тревожишься об этом?" - это начало исследования, знакомства с собой, нахождения с в о и х глубоких ответов и с в о е й почвы под ногами. И это уже уровень жизненных, глубинных эмоциональных, а не поведенческих изменений. Не хочется разменивать такое на болтовню.
2017 © Анна Галахова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Психологическая (психодинамическая) группа.
Приглашаем желающих присоединиться к работе группы.
Встречи проходят по понедельникам с 19:00 до 20:30.
Кто может стать участником психологической группы?
Групповая терапия предназначена для людей, которые имеют трудности в личной жизни, стресс, беспокойство, ощущают неуверенность в себе, неудовлетворенность в отношениях с другими, испытывают чувство одиночества.
Для тех, кто стремится улучшить свое эмоциональное состояние, повысить самооценку, выйти из кризиса, достичь позитивных изменений, кого привлекает возможность анализировать и изменять свой стиль общения с другими людьми.
В группу входят люди разного пола и возраста, которые ранее не были знакомы друг с другом. Состав участников постоянный и изменяется только в случае, когда кто-то из членов группы заканчивает свою терапию и на его место приходит другой человек. Встречи проводятся еженедельно в одно и то же время. Участники сидят в кругу и разговаривают обо всем, что считают для себя важным. Часто обсуждаются такие темы, как отношения с другими людьми, неуверенность, низкая самооценка, отчужденность и одиночество, проблемы в выражении чувств, гнев и агрессия, отношения с противоположным полом и т.п.
Открыто обсуждается то, что происходит между участниками, между участниками и ведущими, и то, как отражаются жизненные проблемы в группе.
Как это работает?
У каждого человека есть свой способ выстраивания отношений с собой и с другими людьми. И постепенно участники начинают действовать в группе таким же образом, как и в своей обычной жизни. А вопросы и отклики других участников помогают им лучше понять себя. Таким образом, психологическая группа помогает увидеть и разобрать причины своих поступков, погрузиться в свои внутренние конфликты, а затем справиться с тем, что мешает человеку жить и строить отношения с окружающими.
И очень важно то, что все это происходит в безопасной атмосфере, потому что все участники группы пришли со своими трудностями и для всех важно чтобы обстановка в группе было дружественной и поддерживающей.
Почему в группе, а не индивидуально?
Обычно мы не обсуждаем открыто наши чувства в повседневной жизни. Участники группы, выступающие на равных, могут быть более искренними и откровенными в своих наблюдениях, чем наши друзья и знакомые. А когда на ваши слова, чувства, действия реагируют несколько разных людей, то это дает более целостную картину, чем реакция одного только психолога. Это помогает реальнее увидеть свой стиль взаимодействия с другими и с самим собой.
Кроме того, групповая терапия обладает рядом других преимуществ. Одно из которых - цена. Час групповой терапии стоит в три или даже в четыре раза меньше, чем то же время в индивидуальном формате. При этом группа так же эффективна, как и индивидуальные консультации психолога.
2013 © Инна Резвова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Когда нужна консультация семейного психотерапевта?
Консультация семейного психотерапевта показана, когда основная сложность касается взаимодействия между членами семьи, и есть желание это взаимодействие наладить, сохранить семью и получить от нее максимум удовольствия и поддержки.
Наиболее частыми причинами обращения к семейному психологу являются:
семейные конфликты, кризисы, частые ссоры;
развод, угроза развода;
супружеские измены;
проблемы родителей, связанные с воспитанием детей;
конфликты между детьми;
сексуальные проблемы;
семейные перемены (рождение ребенка, создание новой семьи, развод, выход на пенсию и др.);
кризис после смерти одного из членов семьи и т.д.
Также существуют неочевидные причины обращения:
непослушный ребенок;
психосоматические расстройства;
психическое заболевание одного из членов семьи;
невротическое расстройство;
различные формы зависимости;
проблема бесплодия, ЭКО, усыновление.
Семейный психотерапевт помогает членам семьи найти общий язык и находить решения, устраивающие все стороны. Консультации психолога для родителей помогут увереннее чувствовать себя в общении с детьми. С его помощью вы сможете договориться с супругом, избавиться от напряжения и недовольства друг другом, которые часто ведут к конфликтам, изменам и распаду отношений.
Сроки и порядок работы
Семейная психотерапия чаще направлена на то, чтобы справиться с конкретными трудностями и проблемами, решить ограниченный список вопросов. Поэтому семейная психотерапия – это, как правило, краткосрочная форма работы. Частота встреч – один раз в неделю. Продолжительность работы обычно от 3–5 консультаций до 15–20.
На первой встрече мы определяемся с кругом проблем и вопросов, которые стоят перед супругами, родителями, исследуем семейную ситуацию и принимаем решение относительно того, насколько перспективна дальнейшая работа со всей семьей / с обоими супругами. Продолжительность как первой, консультативной, так и последующих встреч составляет 90 минут.
Дальнейшая работа направлена на изменение взаимодействия внутри супружеской пары / семейной системы. Задача семейной психотерапии – не решать проблемы каждого отдельно взятого члена семьи, а помочь выстроить паттерны семейного общения таким образом, чтобы это было на пользу всей семье и каждому ее члену в отдельности.
2015 © Оксана Ефимова-Резниченко. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.
Признаки суицидальных настроений
Для родителей важно вовремя заподозрить у подростка суицидальные тенденции.
Признаки тревожных мыслей у школьника:
стал замкнутым, неразговорчивым;
скрывает от родителей и других членов семьи свои личные контакты;
предпочитает разговаривать по телефону без свидетелей;
у ребёнка изменились привычки, сон, аппетит;
окружающих беспокоят его повышенная возбудимость, либо, наоборот, апатия, депрессия;
во сне он вскрикивает, разговаривает, ворочается с боку на бок.
Помощь подростку с суицидальными мыслями
Родители не смогут сами разобраться с возникшими особенностями поведения ребёнка, поэтому они должны вовремя показать его компетентному специалисту. Подростковый суицид можно успешно предотвратить.
К сожалению, душевная патология встречается всё чаще, в силу особенностей современной жизни. Даже при отсутствии психического заболевания человек может покончить с собой в минуту отчаяния. Более того, когда эксперты анализируют суицидальные случаи, более 60% самоубийств совершают психически нормальные люди. Подростковая депрессия вызывает у ребёнка чувство безысходности и неисправимости ситуации, хотя взрослый человек в подобном случае (с высоты собственного жизненного опыта) разумно предложит несколько вариантов выхода из создавшегося положения. Современные дети часто не доверяют родителям, а могут открыться малознакомому человеку, стать с ним максимально откровенным. Если этим человеком станет грамотный психотерапевт, он сможет сохранить начинающуюся жизнь и поможет избегать суицидальных мыслей в будущем.
«Безвыходное» стечение обстоятельств всегда можно успешно преодолеть. В том числе с помощью современных психотропных препаратов. Назначать их должен компетентный специалист — сертифицированный доктор-психиатр. Он успокоит отчаявшегося ребёнка, вселит веру в него самого и в его родителей.
Не секрет, что попытка самоубийства у подростка чаще происходит, когда он постоянно наблюдает семейные ссоры и скандалы. В благополучных семьях ребёнку не демонстрируют мелкие неурядицы, разумно оставляя его в неведении, что не травмирует неокрепшую психику. Это является хорошей профилактикой подростковой депрессии. Если скрыть семейные ссоры не удаётся, лучше поскорее обратиться к подростковому психотерапевту. Специалист всегда найдёт нужные слова утешения, предварительно протестировав пациента.
Семейная психотерапия приносит стойкие позитивные результаты. При необходимости будут назначены лекарственные препараты, которые гарантируют сохранение жизни полноправному члену общества. Единичная попытка самоубийства у подростка (при правильном психотерапевтическом подходе) больше никогда не повторится.
2015 © Оксана Ефимова-Резниченко. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.