Семья и выбор профессии в подростковом возрасте

Несмотря на то, что большинство из нас уверены в несомненном влиянии родительской семьи на выбор профессии подростком, такое влияние изучено на сегодняшний день недостаточно, но все же получены некоторые данные, которые могут помочь родителям разобраться в возможностях своего влияния на подростка и его профессиональный выбор. Известно, что проблема профессионального самоопределения начинает практически решаться подростком прежде всего в семье.

Исследование петербургских психологов показало, что большое значение при выборе системы обучения имеет образование родителей: у 88% школьников, ориентированных на профессионально-технические училища, родители имеют образование не выше среднего, в то время, как у школьников, ориентированных на среднее школьное образование, 80% родителей имеют высшее образование. При этом вторая группа испытывает и больший контроль, и большее влияние со стороны родителей в выборе будущей профессии: 75% родителей принимает активное участие в выборе будущей профессии своему ребенку, в то время как в первой группе только 37% родителей участвуют в выборе, а 63% предоставляют право выбора своим детям.

С таким утверждением согласен известный отечественный психолог И.С. Кон. В работе «Психология старшеклассника» он пишет, что выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников зависят от социальных условий, особенно общеобразовательного уровня родителей: чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти планы будут реализованы.

Также предпринимались попытки анализа влияния на профессиональное самоопределение личности каждого из родителей. В частности, получены данные о влиянии одного из родителей как основного источника формирования жизненных ценностей и установок на социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: женщины, на которых большее влияние оказал отец, имеют более высокую карьерную ориентацию, у них сильнее выражено стремление к успеху, они чаще выбирают сферы профессиональной деятельности, традиционно считающимися мужскими. Среди девушек, выбравших техническую специальность, встречается больше «папиных дочек», которые находятся под содержательным и эмоциональным влиянием отца, а гуманитарии в большей степени находятся под влиянием матери.

Отмечая влияние семьи на профессиональное становление подростка, автор указывает на своеобразную роль примера родителей у подростка. Этот пример значим для определенного числа детей 12-13 лет. Однако анализ их сочинений позволяет говорить о некритическом восприятии этого примера, ориентации на внешние, малозначимые признаки профессии. То есть, считает исследователь, можно говорить о том, что пример родителей и жесткая ориентация на него выполняют в данном возрасте «маскирующую роль», не позволяя адекватно соотнести с профессией свои возможности, рассмотреть иные варианты профессионализации. Таким образом, в каждом возрасте семья оказывает свое особое влияние на профессиональное становление личности.

В зарубежных работах также существует теории, рассматривающих детерминанты выбора профессии, в частности, роль семьи в профессиональном выборе. Например, авторы одного из исследований считают, что при наличии в семье атмосферы эмоционального принятия и сотрудничества, преобладании методов убеждения и поощрения, четком распределении функций, - дети выбирают профессии, связанные с работой с людьми. Преобладание во взаимоотношениях эмоциональной стороны, дети чаще ориентированы на выбор профессии в сфере искусства. В тех же случаях, когда в семье существует атмосфера отчуждения, преобладают методы наказания, - дети стремятся избегать контактов с людьми, выбирая профессии из «мира вещей». Выделяется шесть типов взаимодействия родителей с ребенком, которые порождают и соответствующие типы интересов человека, в том числе и профессиональные. Типы взаимоотношений следующие: защищающий, требовательный, враждебный, попустительский, небрежный, любящий. Например, небрежный тип взаимоотношения родителей и ребенка, по мнению авторов, обусловливает ориентацию человека на технологию.

Исследование, проведенное несколько лет назад в Санкт-Петербурге, показало Уровень образования родителей респондентов, выбравших технические специальности: 52% от общего числа испытуемых – оба родителя имеют высшее образование, 36% – высшее образование у одного из родителей. Таким образом, в 78% семей респондентов, выбравших технические специальности, хотя бы один (или оба родителя) имеют высшее образование.

Рассмотрев профессиональную принадлежность родителей на основе анализа анкет и методики «Незаконченные предложения», нами было подсчитано, что у юношей-первокурсников в 22% случаев профессия отца совпадает или является схожей с избранной респондентом профессией, а в 72% случаев (включая первую группу студентов) совпадает по технической направленности. Соответственно, у девушек совпадение с профессией отца составляет 21%, а техническая направленность профессии отца выявлена в 54% случаев. При этом гуманитарная направленность профессии отца отмечена в 2% случаев у юношей и в 7% у девушек.

Что касается профессиональной принадлежности матери, то у юношей процент совпадения с ее профессией – 14%, а техническая специальность матери отмечена в 38% случаев, у девушек эти показатели соответственно 11% и 34%. Гуманитарные специальности матери у девушек отмечены в 22% случаев, у юношей – в 32%.

Анализ анкет студентов позволил выяснить процент респондентов, которые считают совет родителей или других родственников значимым для себя в процессе выбора профессии. Совет родителей как значимый для себя при выборе профессии отмечают 19,6% юношей и 36% девушек, при этом подчеркнули, что это был именно совет отца (или настояние отца) соответственно 52,4% и 58,2% от числа студентов, для которых совет родителей имел значение. Лишь 2,9% из студентов отметили влияние советов матери на выбор профессии, причем половина при условии, что они отрицают наличие фигуры отца (ответом на все вопросы, касающиеся отца, является прочерк). Среди девушек, выбравших техническую профессию, указывался как значимый совет матери в 3,9% ответов.

Совет родителей Совет отца Совет матери

Юноши 19,6% (от общ. числа) 52,4% 2,9%
Девушки 37,9% (от общ. числа) 58,2% 3,9%

Советы других родственников соответственно составили 15% и 20%. Причем среди перечисленных встречаются практически все имеющиеся родственники, при этом предпочтения по полу не выявлено (упоминаются как братья, так и сестры, как дяди, так и тети и т.д.), однако все респонденты отмечают принадлежность упоминаемых родственников к избранной профессии.

Проанализировав анкеты и тексты студентов, выбравших технические специальности, можно утверждать, что только 3,8% респондентов принимают во внимание при выборе профессии сведения о семейной династии (то есть принадлежности к одной профессиональной группе хотя бы трех поколений семьи).

При помощи проективной методики «Кинетический рисунок семьи» нам хотелось выявить, с кем идентифицируют себя студенты, чья профессиональная принадлежность для респондента важнее, также нас интересовало эмоциональное отношение испытуемых к членам семьи. По данной методике нами не выявлено достоверных различий: 1) в отношении к разным членам семьи (за исключением небольшого количества рисунков, на которых изображены сиблинги); 2) в изображении профессиональной деятельности и домашних занятий родителей между мужской и женской выборкой. Однако в рисунках можно отметить проблемы в общении, трудности в коммуникациях между членами семьи, разобщенность, отсутствие общности с семьей. Об этом свидетельствуют рисунки, на которых респонденты не изображают себя – таких 62%, отделяют членов семьи друг от друга предметами или помещают их в отдельные отсеки, капсулы, первым изображают животное или телевизор.

Методика «Незаконченные предложения» содержит блоки, дающие представление об отношении респондентов к родительской семье, к родителям, к их профессиональной деятельности. Мы попытались выяснить, есть ли корреляционные зависимости между этими представлениями и предрасположенностью к каким-либо типам профессий, то есть может ли влиять родительская семья в восприятии респондента на его профессиональные предпочтения. Проведенный корреляционный анализ выявил взаимосвязи в женской выборке:

а) положительную - между отношением к отцу и типом профессии «человек-техника»;
б) отрицательную – между отношением к работе матери и типом профессии «человек-техника».

В мужской выборке между отношениями к семье, родителям, их профессии, а также драйверным поведением и предрасположенностью к каким-либо типам профессий, другим видам деятельности выявлены следующие корреляционные зависимости:

а) положительная – между отношением к семье и к учебе;
б) отрицательная – между драйвером «Радуй других» и типом профессии «человек-художественный образ».

Корреляционный анализ показателей по различным методикам и опроснику «Интроецированный образ родителей» выявил взаимосвязи:

а) положительную между блоками «поддержка, одобрение» и «изоляция, уход» в образе отца и драйвером «Радуй других» в мужской выборке;
б) отрицательную между блоком «поддержка, одобрение» в образе отца и типом профессии «человек-человек».

Таким образом, мы можем сделать вывод о влиянии родительской семьи при выборе технической специальности. Причем студенты отмечают лишь влияние советов родителей при выборе и влияние их профессии на свой профессиональный выбор, что позволяет говорить об осознании только этих факторов как влияющих на выбор технической профессии, при этом особо отмечается в основном совет (или настояние) отца по выбору профессии, в то время как отдельно совет матери практически не упоминается. Однако статистический анализ данных показал, что помимо осознанных факторов, на профессиональный выбор оказывает влияние образ родителей и отношение к ним – поддерживающий, одобряющий образ отца снижает выраженность профессиональной направленности типа «человек-человек», положительное отношение к отцу и отрицательное отношение к работе матери взаимосвязаны с интересом к профессиям типа «человек-техника» у девушек.

2015 © Вероника Волынская. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Все статьи Вероники Волынской