Нужен ли психолог... новорожденным?!

Одной из самых частых причин обращения к детскому психологу сегодня стали вопросы, касающиеся проблем в развитии или обучении ребенка. Задержки в речевом или психическом развитии детей, трудности дошкольной подготовки или школьного образования – вот то, что последнее время беспокоит очень многих родителей. Однако многолетний опыт специалистов, работающих с маленькими детьми показывает, что большинство проблем подобного рода можно избежать при своевременном обращении за помощью к профессионалу. Ведь всем известно, что легче предотвратить ошибки, чем их исправлять.

К сожалению, еще многие врачи и педагоги уверены, что в раннем детстве психолого-педагогическая помощь ребенку не требуется, при этом убеждая родителей, что до трех лет можно подождать, ничего не предпринимая (если, в общем, ребенок здоров), волноваться не стоит, и малышу, кроме медицинского наблюдения, другие специалисты попросту не нужны. Кроме того, и среди родителей распространено мнение, что до трех лет по поводу трудностей в поведении, или задержки речи, или незначительного отставания в развитии можно не переживать. Многие взрослые убеждены, что мальчики всегда позже начинают разговаривать, что есть просто «ленивые» или упрямые дети, существуют много других мифов и заблуждений в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Согласна, что переживать и волноваться не нужно. Однако "ждать, ничего не предпринимать, не спешить, может, само пройдет" ни в коем случае не следует.

Существует и другая крайность – мнение о том, что малыша с рождения необходимо обучать чтению, счету, иностранному языку, всему, что поможет полностью и своевременно реализовать его способности. Такой подход к воспитанию опирается на справедливое утверждение об уникальности периода младенчества, когда мозг ребенка «запрограммирован» на обучение и обладает поистине феноменальными возможностями.

Можно предположить, что, как и в большинстве случаев, истина лежит где-то посередине. И такой «золотой серединой» для крохи станет создание родителями условий, в которых малыш сможет полностью и своевременно реализовать свои способности. Прежде чем сын или дочка будут готовы к активному усвоению информации, обязательно должен пройти некоторый период ее пассивного восприятия. Например, активному освоению ребенком речи предшествует долгий подготовительный этап, который начинается еще в утробе, когда развиваются органы слуха, и продолжается в течение первых полутора-двух лет жизни. В это время формируются отделы мозга, отвечающие за понимание и воспроизводство речи. Малыш впитывает информацию о языке и начинает говорить тогда, когда они сформируются. Однако если в этот период родители не смогли создать нужной языковой среды, время будет упущено, придется прилагать дополнительные усилия, предпринимать активные действия для того, чтобы научить ребенка говорить грамотно, избежать сложностей в освоении чтения и письма.

Наверное, на теме задержки речевого развития детей стоит остановиться, т.к. сегодня это одна из самых частых причин обращения к психологу, абилитологу или логопеду. К сожалению, родители приводят ребенка к специалисту часто лишь тогда, когда проблема стала очевидной. Однако раннее обращение за консультацией и помощью дает семье намного больше шансов справиться с трудностями, преодолеть задержку развития речи практически без последствий. Поэтому рекомендую родителям насторожиться и привести ребенка к специалисту, если:

  • в 6 месяцев у малыша не появился лепет, т.е. ребенок не «поет», меняя интонацию;
  • в 10 месяцев не произносит слоги «ба», «да», «ка» и т.п., не может повторить за взрослым звукосочетания;
  • к 12 месяцам ребенок не использует ни одного слова для общения, не понимает отдельных часто используемых слов и инструкций взрослого;
  • к 20 месяцам не может произнести 10 осмысленных полных слов, не выполняет простые инструкции, не пытается складывать фразы из двух-трех слов или звукоподражаний.

В Канадском руководстве для родителей приводятся полезные советы для грамотного общения с ребенком. Вот они:

  • повторяйте звуки и действия ребенка, но и добавляйте к ним нечто новое;
  • интерпретируйте то, что ребенок пытается вам сообщить, т.е. говорите за него то, что бы он сказал, если бы умел говорить;
  • указывайте на объекты, о которых вы говорите ребенку;
  • называйте имена людей и названия объектов, к которым ребенок проявляет интерес;
  • говорите простыми фразами о том, что сейчас происходит;
  • подчеркивайте ключевые слова;
  • повторяйте одно и то же несколько раз.

Для своевременного развития речи мама, папа и другие взрослые, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Если мама необщительна и не отвечает на попытки ребенка установить с ней контакт, это вредит развитию общения, а потом и речи ребенка. Но плохо также, когда мама слишком активна и не только задает вопросы ребенку, но сама тут же отвечает на них.

Существуют также рекомендации для своевременного решения и других вопросов, касающихся воспитания и развития малышей раннего возраста. Здесь необходимо также сказать, что развитие малыша зависит во многом от отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • неприятие со стороны мамы или папы
  • неполная семья
  • конфликтные взаимоотношения в семье
  • воспитание в двух домах с разными правилами, стилем общения и прочее
  • резкая смена режима, условий, типа воспитания;
  • несогласованность в воспитательных позициях родителей.

Американский психолог, доктор философии Линда Акредоло приводит данные такого эксперимента: мамы малышей отвечали на вопрос, когда ребенок, по их мнению, начинает осознавать окружающую действительность. Большинство из опрошенных указали возраст около двух месяцев, 13% респондентов считали, что с рождения, 36% – старше двух месяцев. Дальнейшие исследования показали, что к году уровень интеллектуального и психомоторного развития был выше у детей, чьи мамы уверены в раннем развитии своих деток. И это понятно - чем сильнее уверенность матери в раннем осознании ребенком окружающего мира, тем она отзывчивее. Такие мамы чаще и больше разговаривали с детьми, обеспечивали игровой материал, придумывали развивающие упражнения.

Вне зависимости от состояния ребенка, от образования мамы и папы, от их опыта, большинство родителей чувствуют себя неуверенно, их мучают сомнения относительно своих родительских способностей, им кажется, что они не всегда справляются со своими обязанностями. Ведь родительский труд - самая сложная работа, не знающая отпуска и выходных, не дающая возможности повышения квалификации или профессиональной переподготовки. И, конечно, родителям нужны помощь и поддержка опытных специалистов.

Сегодня, к счастью, уже появились квалифицированные специалисты, считающие, что помощь в развитии ребенка должна начинаться как можно раньше, чтобы малыш уже с рождения мог задействовать весь имеющийся у него потенциал к развитию или до того, как могут проявиться отставание или нарушения в его развитии. Не откладывайте решение вопросов воспитания и развития ребенка до наступления трех лет, с помощью специалиста

Вы легко сможете избежать каких-то промахов в воспитании ребенка, разрешите свои сомнения, узнаете о разнообразных возможностях сопровождения в развитии Вашего малыша.

2015 © Вероника Волынская. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Все статьи Вероники Волынской