Как помочь ребенку стать первоклассником.

Многие родители задолго до 1 сентября задумываются о том, насколько их ребенок готов к школе. Думаю, что готовить ребенка к успешной адаптации лучше начинать как можно раньше, и неоценимую помощь в этом может оказать не только специалист, но и сами родители.

Адаптация – это приспособление, привыкание к любым новым условиям.  То есть абсолютно нормальный, знакомый каждому, кто встречался в жизни с чем-то новым, процесс. Однако каждому человеку, взрослому или ребенку, нужны свое время, свои ресурсы, свои методы, чтобы привыкнуть к новой роли, научиться соответствовать новым требованиям.

Что может помешать ребенку освоиться в новой роли школьника? Большинство дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые пойдут в школу. Но затем эмоциональная приподнятость, радость новизны исчезает, ребенок сталкивается с трудностями: новые отношения, новые обязанности, всё теперь подчиняется учёбе, школьным делам. Не у всех все сразу получается. Адаптацию может усложнить, во-первых, любые дополнительные нововведения: переезд, ремонт, новая няня, новый кружок и т.п. – все это может стать дополнительным грузом для новоиспеченного первоклассника. Ведь каждое «новшество» потребует от него своего адаптационного процесса. Во-вторых, основной причиной затрудненной адаптации может явиться низкая школьная готовность. И с этим вопросом бывает разобраться сложнее. Многие родители связывают готовность к школе или с возрастом ребенка, или с тем, чему уже научился малыш: умеет ли он считать, читать, писать. Но в структуре школьной готовности умениям и навыкам отводится далеко не первое место, а хронологический возраст ребенка часто не соответствует психологическому или биологическому. Готовность к школе не означает лишь умение читать, писать или считать; готовность к школе – это готовность научиться новому.

Прежде всего, в школьной готовности выделяется физиологический и психологический аспект. Если с физиологической готовностью может помочь определиться врач, то психолог, понятно, занимается диагностикой и развитием второго компонента, который включает в себя интеллектуальную (кругозор, уровень развития познавательных процессов, речи), личностную (отношение ребенка к школе, к учебе, к самому себе, уровень развития мотивации и пр.), эмоционально-волевую (умение ставить цель, намечать план действий, работоспособность, самоконтроль) и социальную (способность общаться с другими детьми и взрослыми) готовность.

Родители могут самостоятельно понаблюдать за ребенком и приблизительно оценить его готовность к школе. Если ваш ребенок самостоятелен, сам убирает игрушки, бережно относится к вещам, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может без напряжения заниматься около получаса каким-то делом, требующим усидчивости, а, главное, мечтает скорее пойти в школу, чтобы узнать что-то новое, научиться чему-то, найти друзей – можно предположить, что ребенок готов к школе. Если же родителям кажется, что не все идет гладко, они могут попытаться помочь своему малышу пройти будущую адаптацию к школе безболезненно.

Правда, единых «рецептов» здесь нет. Лучше понять, что может помочь именно вашему ребенку. Одно можно сказать наверняка: помощь будет тем эффективнее, чем раньше она начата. Как минимум за год до поступления в первый класс необходимо уделить внимание формированию школьной готовности, о которой говорилось выше.

Будущему первокласснику может помочь:

  • знакомство с учебным процессом: в последнее время большинство учителей и родителей считают обязательным перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Конечно, курсы – это не плохо, но можно это сделать и дома в игровой форме: пусть мама, например, сыграет роль учительницы, а папа – соседа по парте, можно поиграть в школу с приятелями ребенка;
  • знакомство с будущей школой: пройдите с ребенком по зданию, чтобы ребенок заранее узнал, где находится туалет, спортивный зал, столовая, медицинский кабинет и др.;
  • знакомство с кем-то из будущих одноклассников: наверняка перед началом занятий будут проводиться собрания для родителей – обменяйтесь телефонами с кем-то из пап и мам, договоритесь встретиться на детской площадке;
  • знакомство с учителем: часто родители выбирают для ребенка хорошую школу, но, думаю, дело не в регалиях учебного заведения, а в людях, с которыми встретится ребенок. Поэтому выбирать лучше не школу, а учителя. Стоит познакомиться с ним заранее, понять, сможете ли вы ему доверять, подходит ли он именно вашему ребенку;
  • подберите ребенку подходящие спортивные занятия и установите режим дня заранее: если ребенок недостаточно физически развит, знания и умения принесут ему не так много пользы.

Когда сентябрь позади, и все вроде бы идет гладко, не торопитесь "забывать" о школьных делах ребенка. Неблагополучие может заявить о себе еще в течение полугода. Хорошо, если ребенок сам скажет об этом. Он может заявить, что в школу больше не пойдет, или сообщит о неприятии отдельных составляющих школьного процесса. Но иногда трудности проявляются не так явно – ребенок начинает болеть чаще, чем обычно, ему снятся «плохие» сны или он часто просыпается, не может уснуть. Родители могут заметить, что ребенок стал плаксивым, непослушным, упрямым, капризным, а иногда и агрессивным. Или наоборот: молчаливым, грустным, вялым. Вы можете услышать негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников, или  ребенок не хочет делиться своими впечатлениями о проведенном дне, хочет отвлечь от разговоров о школе, переключить внимание на другие темы. Однако напомню: адаптация – нормальное явление. И если такие симптомы продолжаются в течение пары недель-месяца, то беспокоиться не стоит. Если же подобные признаки дезадаптации продолжаются дольше двух месяцев, если вы чувствуете, что с ребенком происходит что-то странное, значит, пора принимать меры.

Конечно, можно обратиться к психологу. Но родители здесь также могут помочь первокласснику. Прежде всего, нужно понять, что рядом с вами находится человечек, у которого сейчас в жизни трудный период, поэтому первое, в чем он нуждается – это поддержка.

Также могут помочь следующие рекомендации:

  1. Не раздражайтесь. Постарайтесь поменьше сердиться, раздражаться, наказывать, критиковать. Если у ребенка не всё получается, не лишайте его любви, которая не зависит от его успехов, ваши спокойствие и уверенность помогут ему справиться с трудностями.
  2. Слушайте своего ребенка внимательно. Не запрещайте ребенку говорить о любых своих чувствах. Не спрашивайте ребенка об оценках (даже если это пока только кружочки, звездочки или смайлики), о его поведении в школе – чем больше вы готовы услышать, тем больше вы узнаете о том, что важно для вашего первоклассника.
  3. Помогите ребенку снять напряжение, расслабиться. Вы хорошо знаете своего ребенка, поэтому легко найдете для него успокаивающие приемы: ванна, песенка или сказка на ночь. Для деток в этом возрасте еще очень важен физический контакт с вами: обнимите лишний раз, прижмите к себе, поцелуйте, сделайте поглаживающий массажик спинки.
  4. Занимайтесь с ребенком тем, что ему интересно. Школьных занятий в первом классе для него достаточно. Если все же домашние задания уже есть, постарайтесь уделять им как можно меньше времени (не более часа). Одно уточнение: совместный «отдых» у компьютера или телевизора - это дополнительная нагрузка на нервную систему ребенка.
  5. Больше гуляйте, обеспечьте ребенку продолжительный сон, дайте ребенку возможность попрыгать, подвигаться, потанцевать – подвигаться вволю.

Если адаптация прошла успешно, то вы сможете это оценить по следующим признакам:

  • у ребенка по большей части хорошее настроение
  • он спокойно спит
  • ему нравится в школе, он учится с удовольствием
  • доволен отношениями с одноклассниками и учителями
  • уверен в себе и не испытывает страх – значит, сложный период привыкания к школе закончился.

2015 © Вероника Волынская. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Все статьи Вероники Волынской