Желание прервать терапию

В этой статье я буду говорить не о внезапном уходе клиента из терапии, а уходе в так называемые «кризисные моменты», когда у клиента появляется желание прервать терапию.

Мне кажется, что рано или поздно, но каждый из нас задается вопросом о том, как он меняется, что таит в себе наше прошлое, и куда он идет сегодня, чего хочет, что мог бы сделать, и почему то не решается, и много других вопросов, которые всплывают в сознании человека. Ведь так не хочется себя чувствовать безучастным свидетелем своей жизни.

Но не многие спешат к специалистам, а пришедшие часто ищут в специалисте совет о том, как стать счастливым, найти работу и не быть одиноким…

Любую серьезную работу двух встретившихся на терапии личностей: клиента и терапевта предваряет терапевтический контракт. После всех оговоренных норм и правил начинается работа. Но что же такое происходит между клиентом и терапевтом, что через некоторое время «страдающий» клиент решает прервать свою терапию. С. Гингер писал: «Важные моменты осознавания размечают нашу жизнь: расстаемся ли мы с терапевтом, завершаем ли мы отношениня с другим человеком, осознаем ли мы плодотворность того или иного способа поведения».

И размышляя на эту тему не могу не коснуться вопроса терапевтических отношений. Увидеть первые признаки рабочего альянса можно примерно на 3-6 месяце анализа. Наиболее частыми первыми признаками этого является то, что пациент замолкает, а затем. Вместо того, чтобы ждать вмешательства сам решается высказать мнение, которого он раньше избегал.

Мне кажется любопытным то, как развитие аналитического процесса представлен Фюрстенау. Он представил семь фаз, прогрессирующей модели:

  1. Аналитик играет материнскую роль в отношении пациента, он ведет себя таким образом, с целью обеспечения безопасности.
  2. Во второй фазе пациент разворачивает свою симптоматику, он еще мало интересуется пониманием бессознательных связей, но делает важные открытия в отношении надежности и уверенности аналитика.
  3. В третьей фазе обращаются к негативным аспектам ранних взаимоотношений с матерью.
  4. В четвертой фазе происходит обращение к себе, путем выявления скрытой агрессии из области ранних взаимоотношений матери и ребенка. В аналитических отношениях пациет узнает, что аналитик интересуется его скрытыми фантазиями, не навязчиво, и не заставляет его испытывать чувство вины за свои нарциссический уход.
  5. Выявляется сексуальная идентичность пациента.
  6. Фаза Эдиповой триангуляции.
  7. Завершение.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что пациент прерывая свою терапию в той или иной фазе не находит для себя сил и мотивации разрешить конфликт той или иной ступени развития, оставаясь вне развития рабочего альянса. Например, если уход пациента происходит на первой фазе терапевтических отношений, то скорее всего можно думать о том, что клиент не получил для себя достаточно поддержки и чувства безопасности. Возможно сила фрустрации клиента не соответствует глубины доверия между ними. Эти же факторы характерны и для второго периода развития отношений, но на этом этапе важным становится процессы сопротивления и переноса. Аналитик содействует рабочему альянсу, настойчиво делая ударение на осознавание и понимание сопротивления.

Сопротивление играет роль защитных механизмов. Это сущность контроля пациента. Эти защитные механизмы направлены против ожидаемых в будущем опасностей. Сопротивление же, которое не прорабатывается, или вызывается нечуткими приемами и неуместным вмешательством, и когда оно не замечается самим терапевтом может привести к внезапному прекращению лечения. Другим важным понятием в отношениях терапевта и клиента играет перенос. Перенос в терапевтических отношениях амбвивалентен, он включает в себя позитивные, и негативные, враждебные чувства по отношению к аналитику. И если пациент считает себя обиженным, уязвленным, ненавидит аналитика и ли сильно на него раздражается, то скорее всего клиент готов отказаться от дальнейшей терапии... Зачастую, когда в терапии возникает вопрос преждевременного ухода из терапии, то это могут быть и отголоски предыдущих этапов. Обычно, проработав эти «критические моменты»  клиенты выражают удовлетворение от движения вперед.

(статья по материалам работы « Завершение отношений. Кто инициатор»)

 2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Все статьи Киры Алешкиной