Направления психотерапии (психоаналитическая, когнитивно-поведенческая, экзистенциально-гуманистическая и трансперсональная)

Направления психотерапии

  • Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

  • Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия

  • Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

  • Телесно-ориентированная психотерапия

  • Трансперсональная терапия

1. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

Психоанализ – понятие многозначное. Это и психотерапевтический метод, и теория психики (в которой бессознательному отводится ведущая роль), и теория личности (трех ее структур: «Я», «Сверх-Я», «Оно»). Основная идея учения Фрейда заключается в том, что причиной наших неврозов и личностных расстройств во взрослом возрасте являются бессознательные детские сексуальные фантазии и забытые события из детства.
Психоанализ часто путают с психотерапией, считая, что его главная цель – помочь человеку лучше адаптироваться к жизни, стать способным к конструктивным поступкам и отношениям. Однако психоанализ не просто один из видов психотерапии, который помогает справиться с различными проблемами. Этот метод дает возможность исследовать свое бессознательное, открывая пациенту его глубокий внутренний мир.

 

Принцип действия

Один из главных «инструментов» в психоаналитической работе – личность аналитика. Он должен уметь погружаться в бессознательное пациента, переживать вместе с ним его самые потаенные внутренние конфликты и трагедии, одновременно аналитически осмысливая их и точно понимая происходящее в его душе. Результат во многом зависит от условий, в которых проходят встречи с аналитиком. Они всегда четко определены (аналитики называют эти правила «сеттингом»): пациент приходит в одно и то же место, в заранее определенное время. Все несостоявшиеся встречи оплачиваются независимо от причины, по которой были пропущены. Аналитики уверены, что такая стабильность и четкость условий помогает пациенту почувствовать свою ответственность за работу, развивает его внутренний аналитический процесс.

Основное в работе.

Главное в психоанализе – преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий. Пациент во время сессии лежит на кушетке, и это помогает ему перестать контролировать внешнюю реальность – ведь он не может следить за реакцией аналитика (тот сидит у него в изголовье), а только слышит его голос. У пациента возникает ощущение, что он разговаривает одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом аналитика, который у него возникает.

Пациент говорит все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (это и есть свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он проецирует на аналитика свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой (этот феномен в психоанализе называется переносом. Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются «контрпереносом». Это помогает понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое.

Применению

Психоаналитики работают со всеми психологическими проблемами и личностными нарушениями. Метод эффективен в работе с теми, кто хочет глубже понять себя, кому важно открывать бессознательное значение своих переживаний или беспокоящих жизненных ситуаций. Тот, кто хочет пройти психоанализ, должен признавать свои психологические проблемы и трудности и понимать, что их источник находится внутри самого человека (а не только во внешнем мире).

Психоанализ, как и во времена Фрейда, проводится на кушетке (пациент лежит так, чтобы не видеть лица аналитика во время сеанса). Пациент говорит всё, что приходит ему в голову, чтобы проследить движение мыслей к их ранним корням (это называется свободные ассоциации). Особое внимание уделяется также сновидениям и чувствам по отношению к аналитику (переносу), возникающими в процессе психотерапии. Психоаналитик использует интерпретацию и прояснение, чтобы помочь пациенту в разрешении конфликтов, которые часто бессознательно воздействуют на его жизнь. Это достаточно длительная работа.

Западные специалисты охотно используют психоанализ в различных формах. В некоторых странах, посещение психоаналитика считается престижным и характеризует анализируемого как человека, который заботится о своем психическом здоровье. Один известный американский психолог, отвечая на вопрос о том, как ей удалось воспитать таких замечательных детей, сказала: «Просто они много лет посещали аналитика, и это была, наверно, самая удачная инвестиция в моей жизни».

Кроме «ортодоксального», в семейство психоаналитических направлений входит множество «боковых ответвлений», объединяемых под общим названием «неопсихоанализ». От классического направления они отличаются, как уже было сказано, либо изменениями в теоретической базе, либо применяемыми терапевтическими приёмами. Важнейшим из таковых является:

Психоаналитическая терапия .

Психотерапия в данном подходе основана на принципах и методиках психоанализа, но менее интенсивна. Она проводится лицом к лицу с частотой 1–3 раза в неделю или реже. Фокус внимания здесь обращён к реальным проблемам и конфликтам клиента.

Здесь рассматриваются внутренние конфликты между структурами психики, подавленные желания и эмоции. Главной целью психоаналитической психотерапии является достижение инсайта — своеобразного озарения, осознавания глубинных личностных противоречий, о существовании которых человек прежде мог и не подозревать, но которые препятствовали его полноценной жизни. Поэтому психоаналитическую психотерапию также называют инсайт-ориентированной.

Психоаналитическая терапия основывается на следующих теоретических постулатах:

  • В человеческой психике существует бессознательная часть, которая во многом определяет чувства, мысли, поступки, желания людей.

  • События, происходившие с человеком в детстве, особенно до пять лет, влияют на его дальнейшую жизнь.

  • Все характерные черты человека, паттерны поведения, защиты, способы думать и чувствовать, особенности восприятия и т.д. проявляются во взаимоотношениях со всеми людьми, в том числе во взаимоотношениях с терапевтом.

Психоаналитическая психотерапия незаменима для тех, кто хочет избавиться от депрессии, страхов, панических состояний, улучшить взаимоотношения с близкими людьми, справиться с зависимостями и навязчивыми состояниями. Этот вид терапии подходит для тех, кто настроен на серьёзную и длительную работу над собой.

Кроме того, психоаналитическая психотерапия — один из мощных инструментов в познании и понимании себя.

Важнейшие направления психоаналитического «семейства»: классический психоанализ, аналитическая психотерапия (юнгианский анализ), индивидуальная психология (адлерианский анализ), психодрама, гипноанализ, символдрама (кататимное переживание образов, кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру), транзактный анализ.

2. Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия

 

Терапевт, использующий этот метод, выявляет основные паттерны мышления и поведения человека, определяет, как именно человек их подкрепляет, и какое влияние они оказывают на его жизнь. Особое внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется иррациональному мышлению, например, автоматическим и катастрофическим мыслям. После того, как будет проведен детальный анализ мышления и поведения, терапевт и пациент вместе будут решать, что именно нужно изменить, чтобы решить имеющиеся проблемы. Этот процесс может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты цели психотерапии.

Некоторые из техник, которые используют в когнитивно-поведенческой психотерапии:релаксация , системная десенсибилизация, тренинги социальных навыков, а также тренинги, укрепляющие уверенность в себе. Многие техники, которые относятся к данному виду психотерапии, происходят из работ И. Павлова, Джона Уотсона, Джозефа Вольпе, Б. Ф. Скиннера.

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:

Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление - от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда - ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно.

3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Сторонники гуманистического направления психотерапии рассматривают человека, как целостную систему, состоящую из разума, тела и духа. Методы, используемые в гуманистической психотерапии, основаны на представлении о том, что у каждого человека есть способность к самоисцелению. Среди наиболее известных представителей этого метода психотерапии - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Экзистенциальная психотерапия тесно связана с гуманистической, хотя их принципы были разработаны разными специалистами. Тем не менее, сегодня чаще всего используется термин экзистенциально-гуманистическая психотерапия, подчеркивающий общие корни этих методов.

Основной задачей экзистенциальной психотерапии является помощь пациенту в поиске конструктивных решений, которые позволят ему справляться с трудностями повседневной жизни. Специалист, использующий этот метод психотерапии, сосредоточивается на индивидуальном опыте человека, изучает его личную систему ценностей и представлений, и выявляет их связь с конкретными социальными и психологическими проблемами пациента. Терапевт придает одинаковое значение прошлому и настоящему человека, а также тому, чего он ожидает от будущего.

В экзистенциально-гуманистической психотерапии одновременно используются методы гуманистической и экзистенциальной терапии. В отличие от, например, психоаналитиков, терапевты, которые применяют такие методы, не считают, что у всех проблем человека есть общие корни (конфликты, коренящиеся в бессознательном). В то же время, выделяются основные понятия, вокруг которых возникает большая часть психологических проблем: смерть, свобода, ответственность, изоляция и чувство бессмысленности.

4. Трансперсональная терапия

Возвращаясь к первоначальному смыслу психологии – учению о душе (греч. psyhe – душа, logos – учение, наука), трансперсональная психология рассматривает заботу о душе как первостепенную задачу психотерапии. Трансперсональная психология – направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии – творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: измененное состояние сознания, множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.

Если в классических психологических и психотерапевтических подходах, например, как в психоанализе, проблемы человека рассматриваются только на биографическом уровне, то в трансперсональной психотерапии используется более широкий подход, который включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания – от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архитепические переживания и осознание сакральных знаний).

Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода – не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.

Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека. Далее приведем краткий обзор основных методов трансперсональной психотерапии.

С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Поэтому кроме традиционных оздоровительных процедур – диета, спорт и т.д., обычно рекомендуемых при прохождении терапии, в трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники – биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств. Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания – ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

Для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения – созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений описанный С. Криппнером и др. Обычно, психологи не имеющие трансперсональной ориентации рассматривают работу со снами как короткий и простой путь ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.

В трансперсональной психотерапии также используются методы экзистенциальной терапии – помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик – упражнения для ума и медитация. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнитивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному существованию.

Обучение медитации позволяет успешно дополнить развитие сознания человека, развить внимание и концентрацию. Практика медитации успешно дополняет трансперсональную терапию позволяя эффективно работать с состоянием тревоги, вызванным вытеснением в бессознательное важных для клиента переживаний.

Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что, выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие – трансперсональные. Поэтому как широки трансперсональные представления о человеке и его окружающем, так же широки и методы, используемые в практике трансперсональной терапии.

Традиционные методы лечения наркомании – медицинская детоксикация и/или психологическая поддержка рациональными методами психотерапии, являются мало эффективными, это подтверждает растущая статистика. Это объясняется многоуровневостью проблемы наркотической зависимости. Как было экспериментально доказано, это объясняется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком - измененным состоянием сознания.

Потребность в измененных состояниях состояния (уход в иную реальность), изначально есть у каждого человека. В измененном состоянии состояния (ИСС) мозг человека работает в других режимах. В ИСС человек получает доступ к своим ресурсам. Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, получения знания, удовольствия. Люди получают удовольствие через экстремальные состояния, занимаясь опасными видами спорта, входят в состояние транса, употребляя алкоголь и наркотики.

Достигаемые на тренингах состояния расширенного сознания близки к мистическим переживаниям, полным психодуховных и экзистенциальных открытий. Часто при помощи погружений в процесс связного дыхания человек избавляется от психосоматических заболеваний, перестает быть агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой. Проходя стадии интеграции, личность человека становится целостной.

Методами трансперсональной психотерапии освобождение от разрушающих зависимостей проходит намного легче и быстрее, благодаря сакральным переживаниям и законному выходу за пределы эго.

5. Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированна психотерапия (ТОП) – направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия – биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман); организмическая психотерапия (М.Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развити (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапия (А.Минделл).

В сферу телесно ориентированной психотерапии входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков). Близкими к телесно ориентированной психотерапии являются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М.Розен); БЭСТ (Е.Зуев), инсайт-метод (М.Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.

Раскрепощение тела, «включение его в жизнь» приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн). В процессе работы внимание клиента направляется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделяется ощущениям, связанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание.

От простых телесных ощущений терапевт помогает клиенту перейти к эмоционально окрашенным телесным переживаниям. Зачастую это дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы прожить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям (А.Лоуэн), так и тесную связь с собственными эмоциями и отношениями с близкими людьми (С.Келеман). В арсенале телесно ориентированной психотерапии имеются также различные упражнения: дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, способствующие устранению патологических двигательных стереотипов, развитию мышечного чувства и тонкой двигательной координации; медитативные и другие. Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом.

6. Синтетические и эклектические направления в психотерапии

Настоящий подраздел содержит краткие описания ряда психотерапевтических направлений, занимающих важное место на современном рынке психотерапевтических услуг, но которые не могут быть уверенно отнесены ни к одному из описанных выше больших «семейств», сочетая в себе черты, характерные для двух или более из них.

Синтетическими направлениями считаются те, в рамках которых произошло осознанное слияние теоретических и практических установок, свойственных разным «семействам» психотерапевтических направлений. Эклектическими же считаются направления, в которых слияние коснулось в основном технической стороны психотерапевтического процесса, тогда как особого внимания теоретическому обоснованию такого слияния не уделялось.

а) Собственно эклектическая психотерапия

Эклектическую психотерапию трудно назвать психотерапевтическим направлением в строгом смысле слова, т.к. она не имеет ни единой теоретической базы, ни унифицированного арсенала психотерапевтических приёмов, ни, в большинстве стран, единой инфраструктуры профессионального сообщества [35].

Как правило, к этому направлению относят себя психотерапевты, либо не определившиеся с выбором той или иной теоретической базы, в связи с неудовлетворённостью объяснительной силой ни одной из известных им психотерапевтических теорий, либо же просто не склонные к теоретическому анализу своей деятельности — при этом среди таких «чистых практиков» нередко встречаются блестящие профессионалы, умеющие на основе своего психотерапевтического опыта и интуиции подобрать нужный именно данному пациенту именно в данном состоянии метод психотерапевтического воздействия, не обращая внимания на «происхождение» этого метода.

В нашей стране «эклектиками» нередко называют себя представители упоминавшейся выше клинической психотерапии. Зачастую, применение российским психотерапевтом к себе этого термина говорит о том, что данный специалист, оставаясь на традиционных позициях клинической психотерапии, но не желая ограничиваться традиционными же методами (гипноз, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия), привносит в свою деятельность приёмы, заимствованные из прочих психотерапевтических традиций, отвлекаясь от их теоретической подоплёки.

б) Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Одно из самых противоречивых и окутанных легендами направлений современной психотерапии — и, шире — психотехники (технические приёмы из арсенала НЛП в настоящее время широко используются в разнообразных областях взаимодействия между людьми: педагогике, риторике, рекламе и пр.).

Противоречивость данного направления состоит, прежде всего, в несоответствии между декларируемой теоретической базой и используемыми терапевтическими приёмами, а также противоречивости внутри самой теоретической базы. Теоретическая база НЛП, согласно высказываниям его основателей и современных адептов, представляет собой синтез современных лингвистических, нейрофизиологических и кибернетических знаний. При внимательном же рассмотрении «теория» НЛП оказывается эклектичным смешением вульгаризированных вариантов ряда популярных в 60-х гг. ХХ в. частных концепций в рамках перечисленных научных дисциплин. Прежде всего, к таковым относится т.н. «трансформационная грамматика» Н. Хомского, из которой авторы НЛП заимствовали лишь произвольно интерпретированное ими различение  «поверхностных» (реально звучащих) и «глубинных» («внутрипсихических») структур человеческой речи, отождествляемых с психической структурой субъекта.

Предполагается, что, во-первых, на основе «поверхностной» структуры может быть реконструированы «глубинная», а во-вторых, применением специальных приёмов (под общим названием «рефрейминга»), изменяющих «поверхностную» структуру, могут быть достигнуты изменения в «глубинной» (заметим, что такая процедура имеет явную параллель в изменении неадаптивных когниций в рамках когнитивно-поведенческой терапии). Собственно, именно в этом и видится суть психотерапевтического вмешательства, т.е. декларируется патогенетический характер НЛП-психотерапии.
В реальной же терапевтической практике НЛП зачастую сводится к изменению поведения (в т.ч. речевого) пациента с помощью создания ряда новых, более адаптивных поведенческих стереотипов методом классического павловского обусловливания (которое в рамках НЛП именуется «созданем якорей» или просто «якорением»).

Таким образом, на поверку, НЛП оказывается замаскированным вариантом поведенческой симптоматической психотерапии. Впрочем, к чести НЛП, надо отметить, что арсенал конкретных технических приёмов изменения поведения является исключительно широким, разнообразным и позволяет весьма тонким образом подбирать приёмы, соответствующие индивидуальным особенностям пациента и его наличному состоянию [16, 35].

Что же касается якобы присутствующих в теоретической базе НЛП «современных нейрофизиологических и кибернетических» знаний, то это утверждение, мягко говоря, не совсем соответствует действительности и носит пропагандистский характер.

в) Гештальт-терапия

Это психотерапевтическое направление основано Ф. Перлсом (1893-1970), американским психотерапевтом германского происхождения и представляет собой обособившуюся ветвь психоаналитической терапии.

Теоретическая база этого направления складывалась на основе синтеза глубоко ревизованных Перлсом идей классического фрейдовского психоанализа и ряда постулатов гештальтпсихологии (общепсихологического  направления, поставившего в центр своих изысканий понятие «гештальта» — целостности, несводимой к сумме своих элементов), а также некоторых принципов экзистенциально-феноменологической психологии и психотерапии [16, 35].

Согласно Перлсу, здоровая личность — это личность полностью и осознанно контролирующая собственную жизнь, собственное поведение, т.е. личность интегрированная, целостная. Но, в силу тех или иных обстоятельств, интеграция личности может нарушаться — обычно в качестве такого обстоятельства выступает фрустрация (неудовлетворение) каких-либо существенных потребностей. Если удовлетворённая потребность рассматривается Перлсом как гештальт (завершённая целостность), то неудовлетворённая — как незаконченный гештальт, создающий внутрипсихическое напряжение. В ответ на такое напряжение вступает в действие один или несколько т.н. «защитных механизмов»: интроекция (усвоение без ассимиляции личностью чужих взглядов, норм поведения и т.п., которые «перехватывают» у личности контроль за поведением), проекция (неосознанное отчуждение и приписывание другим собственных качеств), ретрофлексия (превращение межличностного конфликта во внутриличностный),  дефлексия (уклонение от контакта с другими людьми, с реальностью в целом, замещение его ритуализированным, «салонным» поведением), конфлуенция (отождествление себя с социальным окружением, замена «я» на «мы»). «Защитные механизмы», фактически, и представляют собой разновидности патогенетических механизмов невротических расстройств — в этом близость идей Перлса к идеям классического психоанализа.

Цель психотерапии — разрушение актуально функционирующих «защитных механизмов», освобождение личности от них, с тем, чтобы установить прямой контакт между ней и реальностью в соответствии с экзистенциально-феноменологическим принципом «здесь и сейчас» — следовательно, гештальт-терапия является подчёркнуто патогенетической, дистанцирующейся от характерного для психоанализа стремления к установлению и ликвидации причины расстройства.

В методический арсенал гештальт-терапии входят, в основном, приёмы разговорного и игрового типов, осуществляемые в режиме групповой психотерапии.

Характерной особенностью гештальттерапии как психотерапевтического направления является её открытость, неортодоксальность — готовность как к привнесению в собственную практику «чужих» методических приёмов, так и к более глубокой интеграции с другими направлениями. В частности, весьма охотно гештальт-терапевты применяют методические приёмы из арсенала психодрамы — а зачастую представители этих двух направлений и вовсе образуют единое профессиональное сообщество, использующее всё теоретическое и методическое богатство обеих традиций.

2015 © Оксана Ефимова-Резниченко. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.