Кира Алешкина

Группанализ и терапевтическая группа

* Что такое группанализ
* Что такое терапевтическая группа
* Чем это вам может помочь вам

На сегодняшний день существует множество форм групповой терапевтической работы.

Одним из эффективных способов работы в группе является ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ.

Группанализ - это форма группового лечения, при котором происходит исследование эмоциональной жизни человека, его способности взаимодействовать, коммуницировать, в рамках групповой работы. Взаимоотношения между членами группы, становятся контекстом изучения личности каждого участника.

В ситуации взаимодействия между участниками группы, нарушения во межличностных отношениях становятся очевидными, явными и выпуклыми.

Это анализ группы с помощью группы. Группа – достаточно эффективный терапевтический инструмент.

Почему так это важно, межличностное взаимодействие и как это влияет на построение и развитие жизни?

С самого своего рождения, младенец и его мать взаимодействуют, результатом чего является выстраивание отношения друг с другом.

Их взаимодействие происходит в виде реакций друг на друга, вербальных и невербальных, осознанных и бессознательных. Это целая развивающаяся система в рамках семьи. Установление стабильно-хороших отношений между матерью и ребенком важно для биологического и психического развития младенца, и это зависит от их способности взаимодействовать, то есть реагировать друг на друга, давая обратную связь. Именно в этих отношениях у ребенка формируется и устанавливается эмоциональный контакт, или рисунок взаимообмена. Развитие ментальности младенца происходит только при наличии рядом важной и откликающейся, дающую обратную связь, родительской фигуры. Отношения мать- дитя, это тот образец, который и в дальнейшем будет формировать взаимоотношения этого ребенка, а потом и уже взрослого человека с другими людьми. Учитывая тот факт, что мир, окружающий человека состоит из социальных групп: семья, друзья, школа, профессиональная сфера, то невозможно понять собственную идентичность без рассмотрения этого группового контекста.

Семья – это первичная группа или система, в которую включается индивид. И предметом исследования в группе как раз и является способ взаимодействия с другими индивидуумами в группе.

Здесь важно сказать о концептуально важном и основополагающем понятии в группанализе – групповая матрица. Это так называемая сеть общения, которая развивается между участниками в процессе динамики группы, спустя некоторое время.

Действительно, спустя какой-то период, когда человек адаптируется к работе в группе, он начинает проявлять себя во взаимодействии с другими людьми характерным для себя способом, реагировать на других участников, своим, индивидуальным стилем межличностного общения или коммуникации, и поведения. И на фоне подобных тесных взаимодействий в группе становится очевидным и развернутым то, как участники формируют взаимоотношения, связи и зависимости. Формируется сеть коммуникаций, которая отражает их первичную матричную сеть, сформированную в семье, и воспроизводимую в любой последующей группе.

Т.е. группа – это тот контекст, где развиваются взаимоотношения совершенно разных людей, как живая и динамически развивающаяся среда, где проявляется каждый. Группа формирует фон, материнскую почву, (матрицу), в которой действуют динамические процессы, и их можно исследовать, осознавать, подвергать сомнению и новому опыту, а так же модифицировать в более успешную форму взаимодействия. Поэтому, группа достаточно эффективный терапевтический инструмент.

Как же так получилось, что группа как терапевтический инструмент получила свое развитие?

Еще в 1905 г. специалист по внутренним болезням Джозеф Пратт (Бостон) впервые собрал группу пациентов, больных туберкулезом. Для того, чтобы у них была возможность обсуждать свое заболевание с другими такими же пациентами, и поддерживать в этом процессе друг друга.  Было отмечено, что это привело к позитивным изменениям в состоянии больных.

В 1919 г. идеи Пратта использовал психиатр Эдвард Лазелль (Вашингтон). Он работал с малых группах с шизофрениками.

Психиатр Коди Мерш (Нью-Йорк) так же знавший об идеях Пратта,  вел группы лекционного типа для больных. В группах наблюдался позитивный эффект от групповой работы, но главным акцентом в этих группах    были  не на групповые процессы, а обучающий  лекционный материал и дискуссии, которые скорее носили дидактический характер.

Таким образом, можно ясно видеть, что развитие групповой динамической  работы началось в Америке, с групп,  в которых предлагалась информация и справочный материал о болезнях, природе их возникновения и развития, в виде лекций, и обсуждений.

Т.е. пациенты собирались в группы, чтобы с одной стороны послушать лекционный материал, а с другой, обсудить свое состояние и трудности с теми людьми, которые имели те же заболевания, что  и они сами.

Под влиянием психоаналитических концепций  на рубеже уже  двадцатых годов происходит проникновение идей психоанализа в групповую работу, что дает дальнейшее  развитие групповой динамической  работы, в основе которого лежит метод психоанализа.

Попытка привнести аналитическую  форму работы в группы принадлежит американскому аналитику, Триганту Барроу, одним из основателей американской психоаналитической Ассоциации.

Барроу считал, что невроз имеет социальную природу, и может быть проанализирован только в социуме, т.е. группе. Он считал, что такие явления, как «перенос» и «сопротивление» характерны и для группы, как целостного организма. Барроу рассматривал психоневроз, как дефект биологического развития. В 1923г он впервые применил термин Групповой Анализ. Барроу начал использовать психоаналитический подход с коллегами и сотрудниками, которые анализировали друг друга под его руководством.

Луис Уендер и Пауль Шильдер (последователи З. Фрейда) начали использовать психоаналитический метод для лечения госпитализированных пациентов в условиях группы. В групповой работе уделялось внимание групповому взаимодействию, выявлении эмоциональных конфликтов, и интеллектуальное осознание происходящего в группе.

Кроме того,  на групповых сессиях интерпретировались  сопротивления, переносы и сновидения.

Заслуга этих терапевтов была в том, что групповой метод работы они стали применять в отношении больных с неврозами и психозами, кроме того,  был подмечен большой потенциал терапевтической групповой работы, и ее сильный социализирующий эффект.

Славсон, Вольф, Шварц основали внутрипсихический подход, с использованием метода психоанализа индивидуума в группе. Используя анализ переноса, сопротивления,  сновидений и свободных ассоциаций.

В результате полученный опыт показал, что группа сама по себе, является важным психотерапевтическим фактором, со своей структурой,  динамикой, и  закономерностями развития.

Таким образом, можно сказать, что разные исследователи групповых форм работы делали упор либо на индивидуальные процессы участников в группе, либо на общегрупповые процессы. Но для одних и других стал очевиден тот  следующий  факт.

Межличностное взаимодействие в группе участников, отражает внутриличностные их конфликты.

В Англии важнейший вклад в развитие групповой терапии был сделан Зигмундом Фоуксом.

Зигмунд Фоукс получил медицинское образование в Гейдельбергском университете. Изучал психиатрию и психотерапию во Франкфурстком, Мюнхенском и Берлинском университетах. Получил психоаналитическое образование в Вене.

С 1930 г. он становится Директором Института Психоанализа во Франкфурте. Среди его сотрудников Э. Фромм и Ф. Фромм-Райхманн. С конца 20-х годов институт поддерживал тесную связь с социологами Хоркхаймером, К. Маннхаймом, Н. Элиасом, что оказывает большое влияние на Фуокса.

Кроме того, Фоулкс знакомится со статьями Барроу, которые и рождают в нем идею групповой терапии.

Затем Зигмунд Фоукс эмигрирует в Англию, и начинает свою психотерапевтическую практику уже там. В период военной мобилизации, в годы Второй Мировой войны, в 1943–1945 гг. на базе военного госпиталя,  содействовал организации  психотерапевтического сообщества, которое в своей работе использует группаналитический подход. Он приглашает своих пациентов, которых лечил индивидуально, «собраться, и  свободно ассоциировать в форме ни чем не ограниченного разговора».

Вторая Мировая война ускорила процесс развития групповой терапии, в силу необходимости реабилитации солдат, принимавших участие в военных действиях. Кроме того, этот способ оказания психологической помощи был выгоден и экономически.

Именно в этом госпитале берут свое начало два основных направления по работе с группами: Общегорупповой Биона, и Группаналитический  Фоукса.

Сам З.Фоукс о своем методе писал так: «Группаналитическая психотерапия является методом групповой терапии. Она не является психоанализом индивидуальностей в группе. Она также не является психологическим воздействием ведущего на группу. Она является формой терапии с помощью группы, самой группы (by the group, of the group), включая ведущего.

Отсюда название группаналитическая психотерапия».

Т.е. этот британский аналитик  говорил о важности переживаний каждого участника группы, но это только одна часть процесса. Поскольку, все люди, пришедшие в группу,  являются  еще частью сложных других социальных  систем, важно учитывать внутригрупповые отношения.

Первичной группой для человека является семья, где и происходит формирование идентичности каждого из нас. 

Позже Фоукс стал главным организатором Института Группанализа в Лондоне, который и по сегодняшний день является крупнейшим центром подготовки специалистов по групповой терапии, и является наиболее авторитетным во всей Европе.

На сегодняшний день Лондонский курс Группового анализа создал систему образовательных центров в крупнейших городах Европы, в том числе, и в России.

В 1988 г. создана Федерация European Group Analytic Training Institution Network, созданная для содействия на некоммерческой основе науке, образованию, клинической и культурной деятельности.

 

Что такое терапевтическая группа?

Один раз в неделю в одно и тоже время собираются все участники группы. Никаких специальных тем не задается. Каждый приходи в группу с тем, что для него важно, или значимо, и является для него предметом мыслей или переживаний. И плавно текущей беседе происходит взаимодействие в группе. В группе участники начинают лучше себя понимать и осознавать, кроме того, давая обратную связь тому, что участники «видят» и «слышат» в группе,  происходит процесс осознания дезадаптивных  форм взаимодействия, или ошибочных представлений о самом себе, и своих форм поведения.  Люди, участвующие в групповом процессе, отражают то, что осознанно, или неосознанно воспроизводит тот, или иной участник группы.

Группа дает возможность увидеть сходства и различия, благодаря тому, что члены группы могут увидеть свое отражение в других участниках.

Так же, как и в повседневной жизни, члены группы взаимодействуют и с друг другом, включая все то, что происходит в социальном срезе, не зря группу  называют «Социум в миниатюре».

То есть  постепенно, в  группе  формируются  отношения, которые можно увидеть ( с помощью других) и исследовать. В этом процессе, вы начинаете лучше себя понимать. Осознавать, почему делаете те, или иные шаги, или не делаете их. Почему так складываются ситуации,что вы вновь и вновь сталкиваетесь с одним и тем же вариантом развития событий или личных отношений, или  вы одиноки, или почему никак не можете понять, что происходит у вас в семье, и полный разлад или с детьми, или с родителями, а может и с теми, и с другими…

Группа, это та среда, где разворачивается картина вашей жизни, но в условиях группы,  где становится выпуклым и очевидным то, где, и  о что вы спотыкаетесь, и с чем внутри себя сталкиваетесь, что никак не можете изменить ситуацию.

В ситуации, постепенно нарастающего доверия в группе, возникает возможность заглядывать и заглублятся в самые важные аспекты вашей жизни.

Количество участников терапевтической группы не должно превышать 8-10 человек.

 

Чем группа может вам помочь?

Участие в группе открывает следующие возможности:

  • Если вам важно иметь место, где бы вы могли бы говорить  и рассуждать о себе,  и вам хотелось быть понятым и услышанным другими.

  • Это возможность разобраться в себе, стать более осознанным.

  • Повышение самооценки, и уровня уверенности в себе.

  • Улучшить свои  коммуникативные способности.

  • Возможность лучше понимать и слышать других.

  • Осознавать почему люди поступают тем, или иным образом. Как другие люди могут вас «видеть» и воспринимать. То есть возможность получения обратной связи от  других участников группы.

  • Это возможность встреться и разобраться со своим одиночеством.

  • Разобраться с тем, когда никак  не строится личная жизнь.

  • Исследовать  сложности и конфликтные ситуации в семейной жизни, и профессиональной.

  • Если вам важно получить новый жизненный опыт, который поможет вам, использовать его потом  в семье, на работе, с друзьями, и другими социальными группами.

  • Если вы в тупике, и не знаете, куда вам двигаться дальше.

  • Если изменения в жизни вас пугают и отталкивают от намеченных целей.

  • Если вы в конфликте не только с другими, но и сами с собой. Не можете определится, что  именно вам важно и нужно.

  • Если вы испытываете внутреннее напряжение и тревогу, возможно страх при взаимодействии с другими.

  • Если вы переживаете хроническую усталость, внутреннюю пустоту, и нет сил к переменам в жизни.

  • Если вы испытываете стрессовую ситуацию.

Записаться для участия в группе можно по телефону нашей службы. 8 (800) 550 61 60

Группа проходит по следующим дням:

Понедельник с 19.00 до 20.30 или Пятница с 19.00 до 20.30.

Перед тем, как записаться в группу, необходима предварительная встреча.

2019 © Кира Алешкина. Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Желание прервать терапию

В этой статье я буду говорить не о внезапном уходе клиента из терапии, а уходе в так называемые «кризисные моменты», когда у клиента появляется желание прервать терапию.

Мне кажется, что рано или поздно, но каждый из нас задается вопросом о том, как он меняется, что таит в себе наше прошлое, и куда он идет сегодня, чего хочет, что мог бы сделать, и почему то не решается, и много других вопросов, которые всплывают в сознании человека. Ведь так не хочется себя чувствовать безучастным свидетелем своей жизни.

Но не многие спешат к специалистам, а пришедшие часто ищут в специалисте совет о том, как стать счастливым, найти работу и не быть одиноким…

Любую серьезную работу двух встретившихся на терапии личностей: клиента и терапевта предваряет терапевтический контракт. После всех оговоренных норм и правил начинается работа. Но что же такое происходит между клиентом и терапевтом, что через некоторое время «страдающий» клиент решает прервать свою терапию. С. Гингер писал: «Важные моменты осознавания размечают нашу жизнь: расстаемся ли мы с терапевтом, завершаем ли мы отношениня с другим человеком, осознаем ли мы плодотворность того или иного способа поведения».

И размышляя на эту тему не могу не коснуться вопроса терапевтических отношений. Увидеть первые признаки рабочего альянса можно примерно на 3-6 месяце анализа. Наиболее частыми первыми признаками этого является то, что пациент замолкает, а затем. Вместо того, чтобы ждать вмешательства сам решается высказать мнение, которого он раньше избегал.

Мне кажется любопытным то, как развитие аналитического процесса представлен Фюрстенау. Он представил семь фаз, прогрессирующей модели:

  1. Аналитик играет материнскую роль в отношении пациента, он ведет себя таким образом, с целью обеспечения безопасности.

  2. Во второй фазе пациент разворачивает свою симптоматику, он еще мало интересуется пониманием бессознательных связей, но делает важные открытия в отношении надежности и уверенности аналитика.

  3. В третьей фазе обращаются к негативным аспектам ранних взаимоотношений с матерью.

  4. В четвертой фазе происходит обращение к себе, путем выявления скрытой агрессии из области ранних взаимоотношений матери и ребенка. В аналитических отношениях пациет узнает, что аналитик интересуется его скрытыми фантазиями, не навязчиво, и не заставляет его испытывать чувство вины за свои нарциссический уход.

  5. Выявляется сексуальная идентичность пациента.

  6. Фаза Эдиповой триангуляции.

  7. Завершение.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что пациент прерывая свою терапию в той или иной фазе не находит для себя сил и мотивации разрешить конфликт той или иной ступени развития, оставаясь вне развития рабочего альянса. Например, если уход пациента происходит на первой фазе терапевтических отношений, то скорее всего можно думать о том, что клиент не получил для себя достаточно поддержки и чувства безопасности. Возможно сила фрустрации клиента не соответствует глубины доверия между ними. Эти же факторы характерны и для второго периода развития отношений, но на этом этапе важным становится процессы сопротивления и переноса. Аналитик содействует рабочему альянсу, настойчиво делая ударение на осознавание и понимание сопротивления.

Сопротивление играет роль защитных механизмов. Это сущность контроля пациента. Эти защитные механизмы направлены против ожидаемых в будущем опасностей. Сопротивление же, которое не прорабатывается, или вызывается нечуткими приемами и неуместным вмешательством, и когда оно не замечается самим терапевтом может привести к внезапному прекращению лечения. Другим важным понятием в отношениях терапевта и клиента играет перенос. Перенос в терапевтических отношениях амбвивалентен, он включает в себя позитивные, и негативные, враждебные чувства по отношению к аналитику. И если пациент считает себя обиженным, уязвленным, ненавидит аналитика и ли сильно на него раздражается, то скорее всего клиент готов отказаться от дальнейшей терапии... Зачастую, когда в терапии возникает вопрос преждевременного ухода из терапии, то это могут быть и отголоски предыдущих этапов. Обычно, проработав эти «критические моменты»  клиенты выражают удовлетворение от движения вперед.

(статья по материалам работы « Завершение отношений. Кто инициатор»)

2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Что Новый Год готовит нам?

Теперь, когда бой курантов уже позади, все желания уже загаданы, и ждут своего часа, и беспокойные стремления влекут нас снова дальше, вы вдруг ловите примерно такую мысль: "Путь ясен, да не прост"

В таком случае у вас есть как минимум два выхода: уйти в себя, что в общем то очень уже знакомо в сложившейся ситуации, или другой вариант, для начала просто пофантазируйте ( ну и правда, чего мне не хватает,и чего очень хочется получить).
И теперь самый неприятный момент, сравните вашу фантазию с существующей реальностью. Чего то не хватает...

А теперь ответ за вами:

  • Хотите ли вы рискнуть?

  • Чем вы рискуете?

  • Стоит ли цена риска?

При этом важно помнить:

  • Кто не рискует, то не пьет шампанское, а кто рискует, тот не только пьет, но и еще получает в руки понимание собственной ответственности за себя и свою жизнь.

  • Возможно, это действительно так, и вас совершенно все устраивает, тогда не думайте о бесполезных вещах, это мешает пищеварению.

  • Хотите все контролировать в своей жизни, тогда вам точно не сюда. Из этой двери веет тревогами, хаосом, и страхами.

  • Не понятно, зачем менять все налаженное, понятное, и ясное, хотя, возможно, и очень одинокое и давно избитое на что-то почти аварийное.

  • И не пытайтесь произвести на себя впечатление, заявив, что вы готовы все поменять с этого года, с этого месяца, или с этого дня. Если вы готовы, вы делаете, если нет -обещаете.

И главное, не забывайте оглядываться вокруг, время идет вперед, меняя людей, жизнь, и вас...
Может еще успеете?

2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Лучше группы может быть только группа...

(или 7 причин прийти на групповую терапию)

Несмотря на то, что сейчас существует довольно много литературы, статей и публикаций на тему групповой психотерапии, тем не менее, зачастую, люди которые хотят присоединиться к работе в группе, все же имеют слабое представление о том что такое групповая терапия, и какие есть преимущества в групповой работе.

Группа – это уникальный процесс, который дает возможность участникам проявляясь свойственным для каждого способом, осознать свои мысли и чувства, проанализировать и прожить то, как он проявляется во взаимодействии с другими людьми, как устанавливает и поддерживает человеческие отношения, как его воспринимают, и как на него реагируют другие участники группы путем обратной связи.

Из этого тезиса вытекают два важнейших фактора эффективности работы в группе:

  • Группа дает возможность глубинно исследовать собственные реакции, особенности своего поведения, эмоции и чувства при взаимодействии с другими участниками. Группа- это общество в миниатюре, и то, как мы проявляемся здесь, на группе, имеет прямое отражение тех процессов, которые происходят с нами в жизни.

  • Обратная связь участников группы. Группа дает превосходную возможность увидеть себя со стороны, увидеть влияние и последствия вашего поведения на других людей, увидеть реакции других участников группы на себя. Возможность увидеть как, и понять почему на вас реагируют именно таким образом.

  • Группа, как я уже писала, это модель мира, и здесь, в группе воссоздаются те же особенности взаимоотношений, характерные для данного человека, с теми же трудностями и

  • Сложностями, с которыми участники сталкиваются в повседневной своей жизни- в семье, на работе, и других сообществах, ровно с теми же трудностями участники сталкиваются и в группе. И как раз работа в группе, дает возможность лучшего понимания себя, возможность усвоить новый опыт общения, поведения, понимания своих отношений с этим миром, что в свою очередь приводит к перенесению полученного группового опыта в реальную жизнь.

  • Еще одно преимущество групповой психотерапии, это установление доверительных, теплых и эмпатичных отношений между участниками группы, что дает ощущение мощной поддержки, и влечет за собой желание рисковать, экспериментировать и пробовать новые способы взаимодействия, открывать для себя новые способы решения сложных вопросов.

  • Учась осознавать, что происходит в «здесь и сейчас» в группе, гораздо быстрее решаются конфликты из прошлого, и гораздо быстрее участники получают неоценимый опыт в отношениях с другими членами группы

  • Кроме того, группа дает возможность участникам делится своим жизненным опытом, что дает возможность более широко взглянуть на свою проблему. - Еще одно важное преимущество, это экономия средств. Как правило встречи проходят раз, или два в неделю, и ввиду их группового проведения стоимость гораздо ниже индивидуальных. При этом эффективность собственной работы ощущается участниками гораздо быстрее.

2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.