Детские страхи

Одна из самых распространенных причин обращения к детскому психологу – это детские страхи. Страхи начинаются внезапно, и, казалось бы, без видимых причин. И вот малыш боится спать один, плачет, избегает ситуаций, которые вызывают у него тревогу, и не хочет находиться вдалеке от мамы. Или у подростка развивается настолько сильный страх быть отвергнутым сверстниками, что он избегает любого с ними общения.

Как родители могут помочь в подобных случаях? И когда стоит обратиться к детскому психологу?

Хочу сразу оговориться, не все детские страхи – это отклонение от нормы. Страх – это эволюционный механизм, позволяющий нам избежать опасности. Например, многие дети и взрослые испытывают страх при виде змей. Это вполне понятно. Змеи могут быть ядовитыми, поэтому стремление избежать с ними контакта может спасти нам жизнь.

Можно выделить несколько видов страхов, характерных для различных этапов развития детей.

Типичные страхи и ситуации, вызывающие тревожность, в первые годы жизни ребенка

  • Громкие звуки или резкие движения

  • Перемены в жизни/домашней обстановке/ближайшем окружении

  • Большие предметы

  • Незнакомые люди

  • Разлука с близкими людьми

Страхи и ситуации, вызывающие тревожность, характерные для дошкольников:

  • Нахождение в темноте

  • Непонятные звуки ночью

  • Привидения и монстры

  • Животные, например, собаки

Страхи и ситуации, вызывающие тревожность, характерные для младших и средних школьников:

  • Змеи и пауки

  • Стихийные бедствия и другие природные явления

  • Самостоятельное нахождение дома

  • Гнев или неодобрение учителя

  • Непринятие сверстниками

  • Страшные новости, фильмы, или телевизионные передачи

  • Посещение доктора, болезнь, уколы, смерть

Однако, эмоциональная реакция на ситуацию иногда становится непропорциональной той опасности, которую данная ситуация может представлять. Например, ребенок испытывает сильнейшую панику не только при виде живых змей, но и когда видит их изображение в книге или змею-игрушку в магазине. Если подобные иррациональные реакции начинают влиять на отношения со сверстниками и взрослыми, вызывают ухудшение сна, негативно влияют на успехи в школе, то это означает, что страхи начинают превращаться в фобии и навязчивые состояния. В таких случаях обращение к детскому психологу необходимо для того, чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревожностью.

Продолжение: Как родители могут помочь справиться детям с тревожностью?

2014 © Светлана Климанова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу. 

Что нормально для подросткового возраста

(и что может стать поводом для беспокойства)

Подростковый возраст – это время перемен. Помимо физиологических, когнитивных, и психологических изменений, происходят и серьезные перемены в отношениях подростков с родителями. Родители чаще всего к этому не готовы, хотя они и понимают, что переходный возраст - один из самых сложных периодов в жизни. Родители подростков, обращающиеся к психологу, часто задают вопрос «Какое поведение является нормальным для подростков, а какое - выходит за рамки нормы?».

Вот примерный, хотя и не исчерпывающий список изменений, характерных для подросткового возраста, и ситуаций, которые являются поводом для беспокойства.


НОРМАЛЬНО         

Повышенное внимание к внешнему виду и изменения во внешнем виде (желание следовать моде, вызывающий стиль одежды и т.д.).

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Резкие изменения во внешнем виде (например, резкое похудение или резкая прибавка в весе), признаки нанесения себе физических повреждений, изменения во внешности, сопровождающиеся резкими изменениями в эмоциональном настрое и поведении.


НОРМАЛЬНО

Споры с родителями и учителями и, в целом, бунтарское поведение

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Нарастающая агрессивность дома и в школе, пропуск школы, драки со сверстниками, проблемы с законом.


НОРМАЛЬНО

Частые изменения в настроении

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Резкие изменения в характере и личности подростка и ухудшающаяся успеваемость в школе. Подросток часто выглядит печальным, грустным, тревожным без какого-либо повода. Родители отмечают серьезные изменения аппетита и сна у подростка.


НОРМАЛЬНО

Первые эксперименты с употреблением алкоголя и курением.

Открытый и откровенный разговор об употреблении алкоголя и курении – единственный способ, который поможет родителям уберечь подростков от дальнейшего развития вредных привычек.

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Употребление наркотиков. Употребление алкоголя и курение, которые становятся привычкой.


НОРМАЛЬНО

Подросток более подвержен влиянию сверстников, чем родителей.

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Резкая смена круга друзей, особенно если новый круг друзей оказывает на подростка негативное влияние. Несоблюдение правил как дома, так и в школе. Также поводом для беспокойства может стать ситуация, когда подросток проводит большую часть времени один.


2014 © Светлана Климанова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу. 

Желание прервать терапию

В этой статье я буду говорить не о внезапном уходе клиента из терапии, а уходе в так называемые «кризисные моменты», когда у клиента появляется желание прервать терапию.

Мне кажется, что рано или поздно, но каждый из нас задается вопросом о том, как он меняется, что таит в себе наше прошлое, и куда он идет сегодня, чего хочет, что мог бы сделать, и почему то не решается, и много других вопросов, которые всплывают в сознании человека. Ведь так не хочется себя чувствовать безучастным свидетелем своей жизни.

Но не многие спешат к специалистам, а пришедшие часто ищут в специалисте совет о том, как стать счастливым, найти работу и не быть одиноким…

Любую серьезную работу двух встретившихся на терапии личностей: клиента и терапевта предваряет терапевтический контракт. После всех оговоренных норм и правил начинается работа. Но что же такое происходит между клиентом и терапевтом, что через некоторое время «страдающий» клиент решает прервать свою терапию. С. Гингер писал: «Важные моменты осознавания размечают нашу жизнь: расстаемся ли мы с терапевтом, завершаем ли мы отношениня с другим человеком, осознаем ли мы плодотворность того или иного способа поведения».

И размышляя на эту тему не могу не коснуться вопроса терапевтических отношений. Увидеть первые признаки рабочего альянса можно примерно на 3-6 месяце анализа. Наиболее частыми первыми признаками этого является то, что пациент замолкает, а затем. Вместо того, чтобы ждать вмешательства сам решается высказать мнение, которого он раньше избегал.

Мне кажется любопытным то, как развитие аналитического процесса представлен Фюрстенау. Он представил семь фаз, прогрессирующей модели:

  1. Аналитик играет материнскую роль в отношении пациента, он ведет себя таким образом, с целью обеспечения безопасности.

  2. Во второй фазе пациент разворачивает свою симптоматику, он еще мало интересуется пониманием бессознательных связей, но делает важные открытия в отношении надежности и уверенности аналитика.

  3. В третьей фазе обращаются к негативным аспектам ранних взаимоотношений с матерью.

  4. В четвертой фазе происходит обращение к себе, путем выявления скрытой агрессии из области ранних взаимоотношений матери и ребенка. В аналитических отношениях пациет узнает, что аналитик интересуется его скрытыми фантазиями, не навязчиво, и не заставляет его испытывать чувство вины за свои нарциссический уход.

  5. Выявляется сексуальная идентичность пациента.

  6. Фаза Эдиповой триангуляции.

  7. Завершение.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что пациент прерывая свою терапию в той или иной фазе не находит для себя сил и мотивации разрешить конфликт той или иной ступени развития, оставаясь вне развития рабочего альянса. Например, если уход пациента происходит на первой фазе терапевтических отношений, то скорее всего можно думать о том, что клиент не получил для себя достаточно поддержки и чувства безопасности. Возможно сила фрустрации клиента не соответствует глубины доверия между ними. Эти же факторы характерны и для второго периода развития отношений, но на этом этапе важным становится процессы сопротивления и переноса. Аналитик содействует рабочему альянсу, настойчиво делая ударение на осознавание и понимание сопротивления.

Сопротивление играет роль защитных механизмов. Это сущность контроля пациента. Эти защитные механизмы направлены против ожидаемых в будущем опасностей. Сопротивление же, которое не прорабатывается, или вызывается нечуткими приемами и неуместным вмешательством, и когда оно не замечается самим терапевтом может привести к внезапному прекращению лечения. Другим важным понятием в отношениях терапевта и клиента играет перенос. Перенос в терапевтических отношениях амбвивалентен, он включает в себя позитивные, и негативные, враждебные чувства по отношению к аналитику. И если пациент считает себя обиженным, уязвленным, ненавидит аналитика и ли сильно на него раздражается, то скорее всего клиент готов отказаться от дальнейшей терапии... Зачастую, когда в терапии возникает вопрос преждевременного ухода из терапии, то это могут быть и отголоски предыдущих этапов. Обычно, проработав эти «критические моменты»  клиенты выражают удовлетворение от движения вперед.

(статья по материалам работы « Завершение отношений. Кто инициатор»)

2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Что Новый Год готовит нам?

Теперь, когда бой курантов уже позади, все желания уже загаданы, и ждут своего часа, и беспокойные стремления влекут нас снова дальше, вы вдруг ловите примерно такую мысль: "Путь ясен, да не прост"

В таком случае у вас есть как минимум два выхода: уйти в себя, что в общем то очень уже знакомо в сложившейся ситуации, или другой вариант, для начала просто пофантазируйте ( ну и правда, чего мне не хватает,и чего очень хочется получить).
И теперь самый неприятный момент, сравните вашу фантазию с существующей реальностью. Чего то не хватает...

А теперь ответ за вами:

  • Хотите ли вы рискнуть?

  • Чем вы рискуете?

  • Стоит ли цена риска?

При этом важно помнить:

  • Кто не рискует, то не пьет шампанское, а кто рискует, тот не только пьет, но и еще получает в руки понимание собственной ответственности за себя и свою жизнь.

  • Возможно, это действительно так, и вас совершенно все устраивает, тогда не думайте о бесполезных вещах, это мешает пищеварению.

  • Хотите все контролировать в своей жизни, тогда вам точно не сюда. Из этой двери веет тревогами, хаосом, и страхами.

  • Не понятно, зачем менять все налаженное, понятное, и ясное, хотя, возможно, и очень одинокое и давно избитое на что-то почти аварийное.

  • И не пытайтесь произвести на себя впечатление, заявив, что вы готовы все поменять с этого года, с этого месяца, или с этого дня. Если вы готовы, вы делаете, если нет -обещаете.

И главное, не забывайте оглядываться вокруг, время идет вперед, меняя людей, жизнь, и вас...
Может еще успеете?

2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Лучше группы может быть только группа...

(или 7 причин прийти на групповую терапию)

Несмотря на то, что сейчас существует довольно много литературы, статей и публикаций на тему групповой психотерапии, тем не менее, зачастую, люди которые хотят присоединиться к работе в группе, все же имеют слабое представление о том что такое групповая терапия, и какие есть преимущества в групповой работе.

Группа – это уникальный процесс, который дает возможность участникам проявляясь свойственным для каждого способом, осознать свои мысли и чувства, проанализировать и прожить то, как он проявляется во взаимодействии с другими людьми, как устанавливает и поддерживает человеческие отношения, как его воспринимают, и как на него реагируют другие участники группы путем обратной связи.

Из этого тезиса вытекают два важнейших фактора эффективности работы в группе:

  • Группа дает возможность глубинно исследовать собственные реакции, особенности своего поведения, эмоции и чувства при взаимодействии с другими участниками. Группа- это общество в миниатюре, и то, как мы проявляемся здесь, на группе, имеет прямое отражение тех процессов, которые происходят с нами в жизни.

  • Обратная связь участников группы. Группа дает превосходную возможность увидеть себя со стороны, увидеть влияние и последствия вашего поведения на других людей, увидеть реакции других участников группы на себя. Возможность увидеть как, и понять почему на вас реагируют именно таким образом.

  • Группа, как я уже писала, это модель мира, и здесь, в группе воссоздаются те же особенности взаимоотношений, характерные для данного человека, с теми же трудностями и

  • Сложностями, с которыми участники сталкиваются в повседневной своей жизни- в семье, на работе, и других сообществах, ровно с теми же трудностями участники сталкиваются и в группе. И как раз работа в группе, дает возможность лучшего понимания себя, возможность усвоить новый опыт общения, поведения, понимания своих отношений с этим миром, что в свою очередь приводит к перенесению полученного группового опыта в реальную жизнь.

  • Еще одно преимущество групповой психотерапии, это установление доверительных, теплых и эмпатичных отношений между участниками группы, что дает ощущение мощной поддержки, и влечет за собой желание рисковать, экспериментировать и пробовать новые способы взаимодействия, открывать для себя новые способы решения сложных вопросов.

  • Учась осознавать, что происходит в «здесь и сейчас» в группе, гораздо быстрее решаются конфликты из прошлого, и гораздо быстрее участники получают неоценимый опыт в отношениях с другими членами группы

  • Кроме того, группа дает возможность участникам делится своим жизненным опытом, что дает возможность более широко взглянуть на свою проблему. - Еще одно важное преимущество, это экономия средств. Как правило встречи проходят раз, или два в неделю, и ввиду их группового проведения стоимость гораздо ниже индивидуальных. При этом эффективность собственной работы ощущается участниками гораздо быстрее.

2015 © Кира Алёшкина. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Тренинг и психодинамическая группа

За последние 20 лет разного рода тренинги приобрели большую популярность в России. А психотерапевтические (в том числе психодинамические) группы пока не так распространены. Итак, в чем особенности тренингов и психотерапевтических (психодинамических) групп. Каковы их преимущества и ограничения. 

Тренинг (training — обучать, тренировать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. 

Другими словами на тренинге участники узнают полезную информацию по теме и, выполняя различные задания и упражнения, отрабатывают новые более эффективные способы поведения и реагирования. 

Тренинг направлен на достижение изменений в какой-то конкретной, довольно узкой области жизни человека (коммуникативные тренинги, бизнес-тренинги и т.д.). Именно поэтому тренинги – это краткосрочные мероприятия, которые длятся от нескольких часов до нескольких дней.

Тренинговая группа может быть достаточно многочисленна – до 18–20 человек (а в некоторых случаях – несколько десятков человек).

Тренинги интересны и эффективны именно в силу своей практической направленности. В отличие, например от лекций, у участников тренинга есть возможность сразу попробовать применить полученные знания, проанализировать и исправить ошибки. Увидеть, как это делают другие люди в группе.

Однако важно понимать, что тренинг не может помочь, если человек хочет более серьезных изменений. Если он чувствует глубокую неудовлетворенность жизнью, самим собой или тем, как складываются его отношения с другими людьми. Если он видит что одна и та же проблема появляется снова и снова. Если чувствует, что в целом живет как-то не так.

В этом случае лучше выбрать психотерапевтическую группу.

Слово «психотерапия» – происходит из двух греческих слов: «душа» (дух) и «забота» (уход, лечение). Это система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. 

Не стоит думать, что раз это лечебное воздействие, то человек обязательно болен. Различают медицинскую и немедицинскую психотерапию. Немедицинская психотерапия – это помощь здоровым людям, переживающим разного рода психологические трудности.

Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для того чтобы решить эмоциональные и личностные проблемы, разрешить внутренние конфликты.

Обычно такие группы не имеют жесткой программы т.к. направлены на потребности каждого участника. По этой же причине психотерапевтические (в частности психодинамические) группы обычно немногочисленны – обычно 7–9 человек.

Такие группы, как правило, более длительные, чем тренинги. По степени своего воздействия занятия в психотерапевтической группе оказывают более глубокое воздействие. А изменения носят более стойкий характер.

Последнее является особенно важным в виду того, что люди, идя на тренинг могут ожидать, что за несколько дней им удастся решить довольно серьезные трудности. Иногда это происходит от недостатка информации о возможностях тренинговой работы. А иногда причина в агрессивной рекламе, обещающей потенциальным участникам "все и сразу". В результате люди, посещавшие тренинги могут говорить, что эффект от них длится не долго. Тогда человек или начинает считать свои проблемы неразрешимыми, или разочаровывается в психологической работе. Бывает и так, что, пережив один раз позитивные ощущения от общения и работы на тренинге, он снова и снова идет на тренинг, чтобы почувствовать позитивную и поддерживающую энергию группы. Это может стать своего рода хобби, приятным времяпрепровождением. Однако такая подпитка не может помочь человеку научиться самостоятельно создавать такую же атмосферу в его собственной жизни и стать независимым. 

Долгосрочная психотерапевтическая группа, как и любая психотерапевтическая работа, никогда не может стать заменителем реальной жизни. Она создается для того, чтобы проработав в ней какое-то время, люди достигли устойчивых результатов. Только глубинная и вдумчивая работа может привести не к краткосрочной эйфории, а к системным изменениям, которые освободят от бесконечных повторений в поисках внешних опор. Опоры надёжно утвердятся внутри, так как именно там они и родятся в процессе глубинной неспешной проработки. Многие проблемы не просто будут снова и снова успешно решаться, но и потеряют свою актуальность в принципе.

2014 © Инна Резвова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Индивидуальная непереносимость... счастья

Невероятно, но факт – такое существует. Вместо радости человек испытывает состояние стресса.

Что чувствует такой человек, когда слышит о себе хорошее?

Ему одновременно и приятно, и тяжко, и как-то очень неловко. Вроде хочется, чтобы это продолжалось, но скорей бы уже закончилось. И желание слышать еще и еще перемешивается с вороватым ощущением, что это незаслуженно, и ужасно нескромно и нехорошо вот так откровенно наслаждаться происходящим. Совершенно невозможно спокойно слушать и принимать эти слова. Немыслимо просто все это себе забрать и на этом остановиться. Нет, нужно срочно что-то делать в ответ: улыбаться, говорить, благодарить. 

Именно делать. Потому что Делание – универсальное спасение от простого Быть. А в данном случае Быть с любовью другого человека к себе – очень трудно. 

Поэтому лучшее скорее начать отвечать, не дав человеку договорить. Своим потоком благодарности заставить его замолчать и избавить себя от этой неловкости – принимать внимание в свой адрес. Сделали подарок – надо срочно что-то подарить в ответ. Сказали комплимент – слов благодарности больше, чем сам получил. И успокоение наступает только после того как удается причинить ответное добро.

Или, например, мужчина любит женщину. Искренне и глубоко. А что с женщиной в это время творится?

«Меня любить нельзя. И такой хороший мужчина не может меня такую любить. Значит он:

  • не любит (обманывает, хочет использовать),

  • любит, но ошибается (вот узнает какая я и сразу разлюбит),

  • с ним что-то не так (самый эффективный способ нейтрализации хорошего мужчины – найти в нем изъян)»

Психологический смысл этих действий – скорее вернуть назад то хорошее, что человеку хотели дать. Ничего себе не оставив, вновь оказаться с невосполненной потребностью в любви и принятии. Ведь жить с дефицитом внимания привычно и знакомо. И хоть тяжело, но переносимо.

Хочет человек любви на самом деле? Очень хочет! Только взять не может. Неизвестно, что для него тяжелее – если никто на него внимания не обратит, или если, не дай бог, его заметят. Вот и получается, что он как будто голодает в окружении разнообразных ароматных блюд. 

Много и часто говорится про «умение отдавать»... Но если присмотреться внимательнее, то с "умением брать" (получать, оставлять себе) все тоже совсем не так просто, как кажется. Оказывается, совсем недостаточно другого человека, который хочет и может подарить свое внимание. Необходимо что-то иное для того, чтобы напитаться любовью.

Что же это?

Дело в том, что человек, выросший в дефиците любви и тепла, неосознанно будет повторять такие отношения в дальнейшей жизни. Он будет выбирать людей, которые его отвергают. А те, кто на самом деле его любят – ему не интересны. Он не знает, что делать с человеком, любви которого не надо добиваться, за которого не надо бороться. С человеком, который доступен, не бросает и не предает. У него всегда будет возникать скука и вопрос «и что же дальше?». Это ощущение скуки, внезапно угасшего интереса почти сразу после того, как желанный объект получен, очень характерно. Потому что то, что происходит дальше, после того, как человек завоеван – неведомо.

Таким образом, человек бесконечно воссоздает отношения, в которых рос. Если он страдал от чрезмерных запретов или принуждения, он будет вести себя таким образом, что вынудит людей вокруг себя запрещать ему что-то и принуждать к чему-то. Или будет воспринимать их абсолютно безобидные действия как запрет или принуждение. Будет искренне и неподдельно страдать, но снова и снова оказываться в этой ситуации. Таким образом, стремясь построить, наконец, желаемые отношения, он с поразительной точностью будет воссоздавать ситуации, с несчастливым концом.

Фрейд назвал этот феномен вынужденным повторением, имея в виду, что у нас есть потребность снова и снова проигрывать ситуации и отношения, которые были особенно трудны и болезненны в раннем детстве. Мы делаем это в бессознательной надежде изменить несчастливый сценарий. Однако поезд, пущенный по неверной колее, неизменно приходит в неверное место.

Для того чтобы разорвать этот круг и выйти за рамки предопределенности, человеку важно научиться видеть и чувствовать - в какой момент он выбирает не тот поворот в своей жизни. Каким образом создает условия для повторения того, к чему не хочет возвращаться. И тогда найдется множество возможностей выбрать правильный поезд, идущий в нужном направлении.

2013 © Инна Резвова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Про одиночество

Многим известно понятие экзистенциального одиночества, связанного с самим фактом нашего существования и с тем, что приходить в этот мир и уходить из него нам приходится одним. Однако здесь я хочу написать не об этом.

Сейчас я говорю об одиночестве, которое переживается как отсутствие по-настоящему близких людей – партнера, друзей, единомышленников. Отсутствие кого-то, с кем мы можем разделить часть своей жизни: встречаться, говорить о самом важном, сопереживать, находить поддержку и взаимопонимание, любовь.

Стремясь избавиться от одиночества, мы пытаемся понять в какой клуб по интересам пойти, чтобы найти друзей. Мы знаем, что мысль материальна и рисуем психологический портрет желаемого партнера. Однако, живя в огромном городе среди самых разных людей, мы никак не можем встретить тех самых.

ПОЧЕМУ?

Дело в том, что вопреки ожиданиям, одиночество не пропадает, когда рядом с нами появляются люди. Даже если это самые замечательные люди. Потому что одиночество - это способ выстраивания отношений с миром и с другими людьми. Одинокий человек потому и одинок, что просто не умеет быть вместе с другим, хотя искренне желает этого.

Увидеть это можно, например, в процессе психотерапевтической работы. Казалось бы, прямо здесь и сейчас рядом есть психолог - человек, который стремится понять, с которым можно разделить свою боль, грусть, страх, и хотя бы на время этой встречи не быть одиноким. Однако человек, привыкший к одиночеству, действительно не видит этой возможности и не может взять то, в чем он нуждается.

Точно так же он не видит и не берет это и в жизни. За время своего одиночества он так привык справляться сам и полагаться только на себя, что даже не пытается опереться на кого-то, не давая возможности другому человеку сделать что-то для себя или просто быть рядом. Такому человеку бывает очень трудно обнаружить перед другими свою неуверенность и уязвимость, признаться другим (а иногда и самому себе) в том, до какой степени он нуждается в людях. Поэтому со стороны может создаваться обманчивое впечатление, что у него все в порядке. Люди не догадываются, что нужны ему и проходят мимо. В итоге круг замыкается.

Получается, мы одиноки не столько потому, что рядом с нами нет кого-то, сколько потому, что нас нет рядом с кем-то.

Именно поэтому в работе с одиночеством так важно исследовать то, что раньше ускользало от нашего внимания – наши причины и способы избегания душевной близости.

2013 © Инна Резвова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.